Яндекс.Метрика
  • Яна Григорьева

Как в погоне за красотой не повредить памятники: весной петербургские реставраторы провели работы на 30 из них

Подробностями с «Петербургским дневником» поделилась начальник отдела памятников и мемориальных досок Государственного музея городской скульптуры Екатерина Шишкина
Фото: Роман Пименов/ «Петербургский дневник»

– Екатерина Александровна, сколько памятников и мемориальных досок являются экспонатами Государственного музея городской скульптуры?

– Всего в собрании музея более 200 памятников, расположенных в разных районах города, более 1000 мемориальных досок, разновременных, но отражающих 300-летнюю историю города.

Все наиболее значимые в историческом и художественном отношении памятники и мемориальные доски были переданы в ведение Музея городской скульптуры в 1939 году. Среди экспонатов музея памятники Петру I и другим императорам, военным и государственным деятелям, героям, ученым, представителям искусства и культуры. Кроме того, музею были переданы мемориальные доски, посвященные выдающимся писателям, композиторам, государственным деятелям, а также историческим событиям (включая исторические доски о наводнениях в городе, об истории профсоюзных организаций).

– Сейчас идет реставрационный сезон. Как можно охарактеризовать состояние скульптур?

– Реставраторы, хранители, специалисты музея систематически ведут мониторинг состояния памятников. Активно, плодотворно работает специальная, единственная в стране служба по текущему уходу и мониторингу состояния памятников, созданная в музее в 2008 году. Это служба, в которой собраны аттестованные реставраторы.

Каждый выезд начинается с совместного с хранителями осмотра памятника, фотофиксации, проводится отбор проб патины. После этого реставраторы выполняют профилактические реставрационные работы, которые очень важны для сохранности скульптур, – удаляют наслоения загрязнений, продуктов жизнедеятельности птиц, наносят защитный слой воска на бронзовую поверхность, расчищают гранитные стилобаты от растительности, обрабатывают поверхности специальными составами…

Вместе с тем музейная служба в течение года проводит работы по экстренному удалению последствий актов вандализма – умышленного нанесения граффити, надписей. К некоторым памятникам, например, коням Клодта на Аничковом мосту, мы выезжаем до 10 раз в год. Поражает бездумность и бессмысленность подобных действий со стороны петербуржцев и гостей города!

– Все настолько серьезно?

– Если с негативными проявлениями климата, экологии можно бороться реставрационными методами, то куда больший урон памятникам наносят люди.

В погоне за красивой фотографией они готовы залезть на скульптуры львов на Дворцовой пристани или скульптуру верблюда памятника Н. М. Пржевальскому в Александровском парке, уничтожать позолоту крыльев грифонов на Банковском мосту, натирая их «на удачу», или оставлять граффити на постаменте.

Не так давно хранители выезжали на профилактический осмотр и последующие работы по сохранению памятника Петру I на Кленовой улице.

Очень жаль, что на бронзовых барельефах постамента утрачен защитный окисный слой – патина, предохраняющая бронзу от разрушения авторской поверхности. Патину умышленно стирают, обнажается золотистая поверхность, которая под воздействием негативных факторов, агрессивности экологии разрушается, коррозирует.

Страдает и эстетика произведения, ведь мы утрачиваем авторское восприятие произведения. Здравый смысл не может объяснить тягу к «натиранию» поверхности бронзы, но целый ряд памятников в центре внимания, впору говорить об их утрате через некоторое время… Давайте позаботимся о них и запомним, что патина – это естественная защита произведений из металла.

– Что планируется отреставрировать в 2023 году?

– Обширный план у реставраторов музейной службы, о которой я уже говорила. Только за весну 2023 года проведена профилактическая реставрация на 30 памятниках. В среднем за год осуществляются работы более чем на 100 памятниках и 40 мемориальных досках.

Но предстоят работы по капитальной реставрации целого ряда произведений.

Особое место занимает реставрация двух бронзовых скульптур быков. Они впервые профессионально реставрируются в условиях мастерской из-за крайне неблагополучного состояния. Эти великолепные произведения анималистического жанра созданы в 1827 году замечательным скульптором Василием Демут-Малиновским для Скотопригонного двора на Московском тракте.

В их судьбе были перемещения, новые места установки, война, разрушения. Но с 2021 года скульптуры наконец-то переданы в коллекцию музея. Надеемся, что реставраторы сумеют вернуть им былую выразительность и красоту.

Начата и продолжается грандиозная работа по реставрации Московских триумфальных ворот. Это объект федерального значения, работы осуществляются под строгим контролем Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры. Мощное сооружение из чугуна, крупнейшее в мире, также является экспонатом музея.

Ждет своих реставраторов в этом году обелиск «Румянцева победам». Выполненный из различных пород мрамора и гранита, пышно декорированный бронзовыми и мраморными украшениями, этот монумент имеет многочисленные утраты и повреждения. В ходе реставрации предстоит выполнить работы по консервации мрамора, гранита, восполнить утраты в камне, воссоздать утраченные бронзовые элементы декора, сделав предварительные модели, и заново отлить в бронзе. Полностью закончить реставрацию планируется в 2024 году.

– Что удалось привести в порядок в 2022 году?

– В 2022 году отмечалось 350-летие Петра I. К этой дате были отреставрированы памятники державному основателю Санкт-Петербурга, бюст Петра I у его Домика на Петровской набережной. В ходе работ по сохранившимся в музее моделям были возобновлены утраченные декоративные детали – корона, вензель, декор ограды. Масштабная реставрация проведена на Медном всаднике.

Важно было провести объемные исследования состояния памятника, проверить сохранность металла, камня. Отмечу, что впервые удалось выяснить конструкцию и сохранность, надежность так называемой третьей точки опоры, которую Фальконе выполнил дополнительно, добиваясь надежности крепления конной статуи на постаменте. С помощью эндоскопического оборудования был выявлен опорный стержень, проходящий через хвост коня и туловище змеи и опирающийся на металлическую почти горизонтальную накладную, установленную в толще гранита постамента. Удивительно точный расчет, который был проведен еще до установки статуи. Почему именно таким неожиданным способом скульптор закрепил третий опорный стержень, пока не ясно.

Но факт в том, что таким образом скульптура обрела устойчивость и защиту от ветровых нагрузок.

– Планируется ли передача музею новых экспонатов в ближайшем будущем?

– Отмечу, что в настоящее время новые памятники, как правило, создаются по частной инициативе, за счет заказчика, который является его собственником, ответственным за сохранение произведения, поэтому передача в музей невозможна, необходимо использовать другие формы передачи памятника, например, в дар городу.

В прошлом году у «Лахта Центра» был открыт памятник «Петру I, спасающему утопающих близ Лахты», созданный скульптором Степаном Мокроусовым-Гульельми и архитектором Михаилом Мамошиным по мотивам утраченного памятника Леопольда Бернштама, который до 1919 года украшал Адмиралтейскую набережную. Сейчас с инициаторами установки памятника ПАО «Газпром» рассматривается вопрос о передаче памятника в коллекцию музея.

Отмечу, что в коллекцию музея может войти произведение, обладающее монументальностью, исторической значимостью, выполненное на высоком художественном уровне, авторское и не из временных материалов.

Не каждый новый памятник, согласно законодательству, станет достойной частью музейного фонда Российской Федерации.

Например, памятник Александру Блоку на улице Декабристов, установленный в ходе реализации проекта благоустройства, передан в ведение другого ведомства, он стал собственностью районных служб.

Только в содружестве хранителей, ученых и реставраторов решаются вопросы сохранения наших памятников и скульптур. Реставрация – это не только ремесло, тяжелый труд, но и искусство, и не случайно название профессии звучит как художник-реставратор. Поэтому спасибо и наилучшие пожелания хранителям и всем музейным реставраторам.

В 2022 году на реставрации побывали скульптуры львов с Дворцового спуска. На их спинах были выявлены повреждения и трещины из-за того, что на скульптуры постоянно забираются люди, создавая не предусмотренные для конструкции нагрузки.

Сейчас очень нуждаются в серьезном реставрационном вмешательстве памятники «Стерегущему» на Каменноостровском проспекте, Николаю Римскому-Корсакову на Театральной площади, Владимиру Ленину на Московской площади, скульптуры сфинксов на набережной Малой Невки, памятники-фонтаны на Сенной площади.

Справка

Екатерина Шишкина работает в музее больше 18 лет. Также она является хранителем фонда «Мемориальные доски».

Закрыть