Яндекс.Метрика
  • Марина Паноинте

«У нынешнего поколения гораздо больше возможностей, чем было у нашего»: Игорь Бутман о новом поколении джазовых музыкантов

Известный музыкант – о перспективах российского джаза и главной задаче в работе с молодежью
Фото: Дмитрий Фуфаев/ «Петербургский дневник»

На днях Академия творческих индустрий «Меганом» отметила день своего официального открытия рядом праздничных мероприятий. Одним из них стало выступление квинтета Игоря Бутмана. В день открытия «Меганома» «Петербургский дневник» побеседовал с наставником академии Игорем Бутманом и узнал о перспективах российского джаза, главной задаче в работе с молодежью и не только.

– Игорь Михайлович, на площадке арт-кластера «Таврида» у вас была возможность пообщаться с юными дарованиями. Как вы оцениваете перспективы российского джаза?

– Конечно, во время джазовых смен на «Тавриде» я общался с ребятами, наблюдал за тем, как они занимаются с педагогами, как репетировали самостоятельно с утра до вечера и какие результаты были на отчетных концертах. Судя по увиденному, думаю, что перспективы хорошие. Постоянное развитие джаза у нас в стране подтверждает и то, что открываются все новые джазовые академии. Как, например, недавно в городе Новокузнецке. Очень многие молодые музыканты проявляют себя на международных конкурсах и одерживают победы. Я отчетливо вижу, что арт-кластер «Таврида» дает всем молодым музыкантам дополнительную возможность новых знакомств, связей. Так появляются совместные проекты между разными городами и регионами, которые дают очень интересные плоды. Интересно, что участники нескольких ансамблей, которые потом стали победителями Всероссийского конкурса молодежных джазовых коллективов и выступили на Московском джазовом фестивале, познакомились и объединились именно на «Тавриде». Поэтому здесь замечательное место для творчества и получения необходимого опыта для того, чтобы продолжать свою работу в выбранном направлении.

– Что является залогом качественного образования в рамках «Тавриды» и «Меганома»?

– Безусловно, это самые лучшие преподаватели, уже состоявшиеся профессионалы своего дела. Это касается всех образовательных направлений нашей академии. Что касается джазового направления, то мы стараемся разнообразить педагогический состав: к нам приезжают легендарные музыканты и молодые талантливые артисты, которые уже успели зарекомендовать себя в качестве великолепных музыкантов. Такие, как Евгений Побожий, Антон Чекуров, Петр Востоков и другие.

Идея в том, чтобы разнообразные музыканты, добившиеся успеха в различных областях джазовой музыки, смогли поделиться своим опытом и вообще показать все разнообразие музыкального спектра ученикам «Меганома».

– Чем, по вашему мнению, ваше поколение джазовых музыкантов отличается от современного?

– Сегодня у молодых ребят гораздо больше информации, возможностей и перспектив для того, чтобы отдать себя джазовой музыке. Когда я рос, было всего несколько коллективов, которые профессионально занимались джазом и выступали. Сейчас каких-либо ограничений практически нет. Кроме ограничений твоего мастерства в той музыке, которой ты занимаешься. Раньше в этом направлении практически негде было себя применить. Как правило, дорога в профессии джазового музыканта вела в обыкновенный ресторан, где ты играешь джаз или поп-музыку. Это не самая желаемая перспектива после долгого обучения, которому ты уделяешь несколько часов в день. Сейчас же ситуация изменилась. Перспектив много – от филармонии, концертных площадок, фестивалей и не только.

– Вы упомянули, что по всей России сейчас открываются все новые и новые джазовые академии. На ваш взгляд, эта тенденция сохранится и в будущем?

– Это действительно так. Например, джазовая академия в городе Новокузнецке Кемеровской области. Сейчас по этому вопросу мы общаемся с представителями в Новосибирске. Там огромная армия джазовых музыкантов. Новосибирские фестивали известны всем любителям джаза. Интерес к этому делу есть и в Архангельске. То есть в первую очередь в тех городах, где проходят крупные музыкальные фестивали и где при этом есть активные люди, которые продвигают джазовую музыку у себя в городе. Как это делал, например, Анатолий Берестов, а теперь – Ольга Юшкова в Новокузнецке. Тим Дорофеев – в Архангельске. Это же большая работа. Нужно найти и подходящее помещение, и педагогов. И это далеко не все формальности, которые необходимо решить на этом пути. Тем не менее все потихоньку двигается вперед.

Благодаря Президентскому фонду культурных инициатив очень многие джазовые фестивали и другие активности поддерживаются и развиваются. И я уверен, что у этого всего есть большие перспективы.

– Значит ли это, что у сегодняшней молодежи помимо современной поп-музыки сохраняется интерес к классике и джазу в том числе?

– Он не просто сохраняется, он растет. Посмотрите кругом. Я не вижу сейчас здесь, на открытии «Меганома», ни одного молодого парня или девушки, которые неотрывно сидят в социальных сетях. Все общаются друг с другом, развивают новые творческие идеи, творят свою историю. Я считаю, что это наша задача – заинтересовать нашу молодежь и показать им, что то же занятие классической, джазовой музыкой может быть гораздо интереснее, чем видеоигры или жизнь исключительно «в телефоне» и прочее. Тем более что электронные средства общения никогда не смогут нам заменить человеческого, живого взаимодействия друг с другом.

– В чем, по вашему мнению, первоочередные задачи таких масштабных образовательных проектов, как «Таврида» и «Меганом»?

– Безусловно, вклад в будущее нашей страны. Все для нашей молодежи. Для этого мы и приезжаем сюда, даем выступления, общаемся с ребятами, обучаем, делимся опытом. Подобные мероприятия мы стараемся проводить и в других городах, в которые приезжаем с гастролями. Общаемся с учениками в музыкальных школах и училищах, консерваториях. Все это в том числе мы делаем и себе в радость. Очень хотелось бы, чтобы мы жили в более творческой атмосфере.

– Вы считаете это своей своеобразной миссией?

– Думаю, что да.

– Ранее вы уже преподавали в рамках «Тавриды». Образовательная программа для «Меганома» будет отличаться? Есть ли уже какие-то мысли по этому поводу?

– Конечно, мы будем стараться привлекать как можно больше прекрасных, талантливых музыкантов, которые смогут поделиться своим опытом с ребятами. Есть уже и другие идеи по поводу будущего образовательного процесса, но основная из них заключается в том, чтобы создать как можно больше успешных музыкальных коллективов из тех студентов, которые приедут сюда обучаться. Одна из главных целей – сделать так, чтобы каждый из этих коллектив имел свой уникальный стиль звучания.

Закрыть