Яндекс.Метрика
  • Нина Астафьева

Вся мистика Петербурга – под одной крышей

Проект «Россия – моя история» подготовил интерактивную экспозицию о самом загадочном городе страны
Фото: Нина Астафьева/ «Петербургский дневник»

Готовясь праздновать 320-летие Петербурга, мы помним, что город хорош в первую очередь своим разнообразием, которое в разные века ценили творцы в самых разных жанрах. Из каких только деталей ни состоял этот многоцветный портрет! И одно оставалось неизменным: нет ни одного классика, который не упомянул бы загадочную, инфернальную атмосферу Северной столицы. Вполне естественно, что по мистическим местам Петербурга уже водят экскурсии, а собрать их все под одной крышей рискнули сотрудники проекта «Россия – моя история».

Придя сюда, посетитель может услышать не только всем известные сведения об императорах, умерших не своей смертью, но и, например, подробности дуэлей Федора Толстого (прототипа Долохова) и о том, как отомстила ему судьба. Некоторые страшные мифы, например, что Петербург построен на костях человеческих, тут, наоборот, пытаются развенчать, хотя в музее и признают: кладбища в городе на Неве появились далеко не сразу, и долгое время строителей Петербурга хоронили там же, где они испустили дух.

Залов на новой выставке – ровно 13, причем составлены они не в хронологическом порядке, а так, чтобы с каждым шагом становилось все страшнее. Вот грохочущий и свистящий паровоз – большое испытание для петербуржцев 1837 года, а вот – маскарадные маски вместе с формуляром, – как следует проводить маскарады в Петербурге – составленным лично Анной Иоанновной. Сейчас ее не принято воспринимать всерьез, а между тем – это она уберегла Петербург от участи заброшенного опустевшего города. Ведь после смерти Петра российская элита снова потянулась в Москву, и лишь энергичные действия самодержавной императрицы приостановили этот процесс.

Экскурсию посетителям проводит актриса Молодежного театра Эмилия Спивак, вернее, ее призрак. Это он вещает потусторонним голосом из каждого зеркала – стоит только приложить к нему руку. В день открытия гостей развлекали также «Странствующие куклы господина Пэжо» – известный уличный театр. Наряженные привидениями, они напоминали сразу и грабителей-«попрыгунчиков» из Петрограда 20-х годов, и привидение Белая дама из Смольного института. А по ногам струился белый туман.
К месту прозвучали и стихи Вадима Шефнера: «Опять творится непонятное: Туман – бесшумнее совы – наплывами, волнами, пятнами на берег движется с Невы». Стихи прочитал руководитель проекта «Россия – моя история» Олег Черняга. А депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Наталия Астахова зачитала поздравительный адрес от председателя городского парламента Александра Бельского, в котором упоминается, что Петербург – его уникальные архитектурные ансамбли и историческая атмосфера – уже три века вдохновляет писателей и художников. Нельзя не упомянуть литературный зал выставки, где представлены и Александр Блок, и Николай Гоголь, и все, кто стихами и прозой невольно или намеренно подтвердил звание Петербурга как мистической столицы.