Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

Как не проглядеть талант: юных художников учат писать Петербург

В Театре-фестивале «Балтийский дом» открылась выставка «Литературный Петербург», посвященная 320-летию Северной столицы. Гости театра увидят удивительные работы учащихся художественного лицея имени Б. В. Иогансона при Российской Академии художеств
Фото: Дмитрий Фуфаев/«Петербургский дневник»

«Это «Медный всадник», мы недавно проходили его в школе. А это Дантес, – обсуждает работы своих сверстников группа юных зрителей. В театр «Балтийский дом», где в этот день дают спектакль «Душечка» по Антону Чехову, они пришли по «Пушкинской карте». И теперь шутят, что их сюда привел великий русский поэт.

Лицей плюс театр

Впрочем, диапазон выставки гораздо шире. «Литературный Петербург» в изображении ребят из лицея – это еще и Гоголь, и Достоевский, и Чехов, и, конечно, сам город. Хотя лидирует, безусловно, Александр Сергеевич.

«Задания, связанные с литературной основой, – часть программы нашего лицея. Это позволяет ребятам глубже проникнуть в произведения и визуализировать их. Ведь русскую классику всегда иллюстрировали лучшие художники», – объясняет директор Санкт-Петербургского государственного академического художественного лицея им. Б. В. Иогансона при Российской Академии художеств Татьяна Мищенко.

Она рада, что традицию лицея показывать людям лучшие работы своих учеников поддержал один из ведущих театров Петербурга. Тем более что их связывает многое. В том числе и один из самых именитых его выпускников выдающийся мастер Эдуард Кочергин, главный художник БДТ имени Г. А. Товстоногова, который много лет работал в «Балтийском доме».

Социальный лифт

Впрочем, известных деятелей искусства, которые в разные годы учились здесь, в лицее немало. В их числе Михаил Шемякин, Эрнст Неизвестный, Илья Глазунов, Петр Окунев, Дмитрий Шагин и другие.

Перечислить всех просто невозможно. В лицее уверены, что такой «звездопад» связан с академической системой образования и с тем, что здесь отбирают лучших детей со всей страны.

Сделать выбор непросто. Ведь конкурс иногда доходит до 11 человек на место. Как не проглядеть талант? Татьяна Мищенко предлагает показать это на акварели Анны Савельевой, которая ей очень нравится. Она называется «В ожидании барина». На ней мы видим ссутулившегося от холода и снега извозчика, который на фоне мрачных петербургских домов поджидает очередного пассажира.

«Вначале я оцениваю первое впечатление. Есть здесь ощущение Петербурга? Да. Его не перепутаешь ни с каким другим городом. Так, поставили галочку. Следующий этап: рассматриваем лошадь, фигуру извозчика и выясняем, насколько ученик владеет анатомией, перспективой, композицией. Затем оцениваем цветовое решение, соответствие содержанию. Вот те конкретные критерии, по которым мы оцениваем работы наших учащихся», – делится профессиональными секретами директор.

Самое главное, считают в лицее, не проглядеть талант. Ведь каждый абитуриент присылает по 10-15 разных работ, и все их нужно обязательно увидеть и оценить. Этим занимаются самые опытные педагоги.

«Нельзя оставлять детей без шанса. Потому что лицей, особенно для ребят из регионов, это социальный лифт», – уверена Татьяна Мищенко.

Стать частью Петербурга

«Кемерово, Гатчина, Усинск, Ижевск, Находка», – называют города, откуда они приехали в петербургский лицей, его нынешние ученики.

«Эти ребята приехали к нам из самых разных мест. Все они живут в интернате, который находится прямо в здании лицея на Васильевском острове, недалеко от Академии художеств», – говорит Татьяна Мищенко.

Ребятам приходится много заниматься, ведь, помимо общеобразовательных предметов, им нужно осваивать азы будущей профессии.

Понятно, что весь день у них расписан буквально по часам. Но забывать о том, что они живут в одном из самых красивых городов мира, тоже нельзя.

«Для этих ребят мы организуем экскурсии в музеи, на выставки, устраиваем культпоходы в театры. Потому что дети, которые приехали сюда учиться, должны проникнуться атмосферой нашего замечательного города, стать его частью. И впоследствии развивать его культуру», – уверена директор.

Свой подход

Кто-то из ребят признается, что поступить в лицей было совсем не трудно, главное, посещать курсы и много заниматься. У кого-то путь в искусство был более извилист. И поступить, чтобы приобрести желанную профессию, удалось только со второго раза.

Но какими бы путями они ни пришли в лицей, ни один из них не хотел бы поменять это учебное заведение на другое. И почти хором они признаются в любви к своим педагогам.

«У нас они самые лучшие! По художественным предметам почти все закончили Академию художеств. Есть молодые, со своим подходом. Есть преподаватели старой школы. Например, Екатерина Никипоренко. Это наш учитель живописи, она дает хорошую основу. Нам очень нравится ее манера преподавания. Возможно, она бывает строгая. Но мы понимаем, что все это для нашего блага», – делится Матвей Мартынов.

В будущем он мечтал видеть себя архитектором. Но когда начал учиться живописи, то так влюбился в мольберт и краски, что о дальнейшем выборе пути теперь задумывается.

А вот его одноклассница хочет вернуться в свой поселок. «У нас там мало хороших художественных школ, в которых можно обучиться искусству рисования. Поэтому я думала открыть там свои курсы. А если что-то поменяется, то пойти в Академию имени Штиглица на реставратора», – говорит она.

Видеть себя уличным художником не хочет никто, тем более что и преподаватели такой вид занятий не поощряют.

«Мы тоже сидим на улицах и пишем пейзажи. Но у нас все-таки другой подход. Есть даже такое выражение: у плохих учеников единственное будущее – это художники на Невском», – с присущим молодости максимализмом говорят лицеисты.

У ребят есть занятия на пленэрах, творческие выезды в другие города. Например, в этом году их ждут в Великом Устюге и Нижнем Новгороде. А теперь еще и на спектаклях в «Балтийском доме».

Творцы будущего

«Когда я впервые увидела рисунки ребят, то подумала: какие сильные работы! А ведь их создали учащиеся 5-6-х классов. Они сами придумали сюжет, и никто им не позировал. А самое главное – это целиком авторские работы», – восхищается мастерством ребят художественный руководитель театра-фестиваля «Балтийский дом» Марина Беляева.

В дальнейших планах театра и музея – организация творческой практики. Ребята смогут попробовать свои силы в создании такого нового жанра, как нарисованная рецензия. Познакомиться с работой театра как со стороны зрительного зала, так и мастерских. А в будущем году отметить в «Балтийском доме» юбилей старейшего в стране художественного лицея, которому исполнится 90 лет.

«Это наш совместный творческий проект с лицеем. Очень надеемся, что выставка положит начало нашей долгой дружбе. И, может быть, кто-то из выпускников придет к нам в театр, чтобы создать уникальные декорации и костюмы, поработать в бутафорском цехе, устроить выставку актерского портрета. Потому что эти молодые творцы могут очень многое», – уверена Марина Беляева.

СПРАВКА

Санкт-Петербургский государственный академический художественный лицей им. Б. В. Иогансона при Российской академии художеств» («СПГАХЛ имени Б. В. Иогансона») был создан по предложению С. М. Кирова 1 марта 1934 года в здании Всероссийской Академии художеств. В то время он назывался «Начальная школа рисования».