Яндекс.Метрика
  • Анастасия Бирюкова

Она открыла небо женщинам: в Петербурге презентовали биографию первой дипломированной российской летчицы Лидии Зверевой

На Книжном салоне писатель Ирина Лисова презентовала свою книгу для подростков – «Девочка, которая хотела летать» (6+). Это уникальная полная биография первой дипломированной российской летчицы Лидии Зверевой. Как юная дворянка покоряла небо – в нашем интервью
Фото: Роман Пименов/ «Петербургский дневник»

– Как получилось, что ты написала книгу про первую дипломированную женщину-летчицу России?

– Когда-то я купила своей еще совсем маленькой дочке Алисе иллюстрированную книгу про американскую летчицу Амелию Эрхарт. Мы дочитали ее до конца, и дочь спросила у меня: «Мам, а в России были такие девочки?» И я вдруг поняла, что, к стыду своему, про российских девочек ничего не знаю. Залезла в Интернет посмотреть, кто был первой летчицей России. Мне попался классический список имен: Голанчикова, Шаховская, Анатра, Зверева и почему-то именно Лидия Виссарионовна приглянулась мне больше всего – появилась мысль написать о ней книгу. В процессе чтения, статья за статьей, я стала понимать, что на сайтах кочует одна и та же переделанная информация, в которой данные разнятся. Как журналист я уже понимала, что в этой истории много фейков, и мне стало интересно разобраться, где правда, а где вымысел.

– Чем уникальна биография Зверевой?

– Лидия Зверева родилась в дворянской семье. Ее отец был генерал-майором. Воспитание в таких семьях всегда было строгим. И вдруг эта девочка, выросшая в дворянской семье, бросает вызов обществу и идет учиться летать. Диплом летчицы она получила в 1911 году – самое начало XX века. Вопрос, что именно сподвигло ее на такой шаг, интересовал меня больше всего. Ей был 21 год. Она окончила институт благородных девиц в Белостоке, переехала к брату в Петербург, и так получилось, что примерно в это же время открылась школа «Гамаюн» – первая авиационная школа, которая дала женщинам возможность летать. И Лидия сразу в нее поступила.

– Правильно ли я понимаю, что на сегодняшний день ты единственный биограф Зверевой, который восстановил ее биографию до конца?

– Да, это действительно так. Первое, что бросается в глаза, – это то, что ее поступок, желание учиться летать, было принято в штыки. В газетах того времени выходило множество издевательских фельетонов, высмеивающих желание женщин обучаться полетам. Зверева на это не обижалась, наоборот, выступала в печати с опровержениями.

К слову, была такая княгиня Софья Долгорукая – известная автомобилистка, участница гонок. Она летала, но летный диплом получила намного позже, в 1914 году. Ее состояние и положение в обществе позволяли ей просто заниматься любимым делом.

Лидия, поступая учиться в школу, говорила о том, что для нее это будущая специальность, профессия, которой она готова заниматься наравне с мужчинами. Именно это ключевой момент ее биографии – этим поступком она буквально открывала женщинами путь в небо. Она не хотела развлекаться и заводить богатых любовников, которые катали бы ее на аэроплане. Она может это делать сама и не хуже мужчин! Но самое забавное, что, даже когда она получила летный диплом, ее друзья, такие же летчики, как она, все равно боялись отпускать Лидию одну в полеты. Ее жених – Владимир Слюсаренко постоянно контролировал, пристегнулась она ремнями безопасности или нет. Когда они отправились в гастроли по югу России, между молодыми людьми произошла крупная ссора: машина была одна на четверых, и Лидию боялись пускать за штурвал, переживали, что она может сломать самолет.

А ведь Лидия сдала экзамены на отлично, и летчики того времени отзывались о ней как о смелой, умелой летчице. Ее полеты поражали военных летчиков, а у них была возможность увидеть ее в деле: занятия школы «Гамаюн» проходили в Гатчине, там же, где тренировались военные летчики.

Фото: Александр Глуз/ «Петербургский дневник»

– Как проходило ее обучение? Отличалось ли оно от того, как учили летать мужчин?

– Нисколько, все были равны. Сначала ты вылетал с пилотом-инструктором, который показывал тебе все нюансы, а дальше ты один – сначала на земле, а потом в небе.

– О великолепной русской летчице знали в мире?

– Да, газеты того времени писали о ней. Представьте, в то время летчики были, как звезды Голливуда. За их жизнью – личной и профессиональной – следили. Зверева успела полетать не только в Петербурге, но и в Баку, Тифлисе, много выступала в Риге. Наконец, вместе с мужем они остались там жить и основали собственную летную школу, где она в первую очередь обучала женщин. Для нее было важно передать опыт. Советская летчица Валентина Гризодубова неоднократно говорила, что пришла в авиацию, потому что с детства знала историю Лидии Зверевой – ее отец был знаком с первой дипломированной русской летчицей.

– С какими сложностями ты столкнулась во время работы над биографией Зверевой?

– Сначала мне казалось, что это хорошо изученная фигура в российской истории – ведь она первая! Но оказалось, что исследователей не так много. Последний человек, который занимался ее биографией до меня, историк Черненко, умер за год до того, как я взялась за эту историю. Я обращалась в военно-исторический архив, причем мне пришлось обращаться туда не за конкретной информацией о Лидии, а чтобы найти информацию об ее отце – уточнить его имя. Без этого дальнейшие поиски данных не могли продолжаться. А еще Лидии приписывали какого-то жениха-инженера, который якобы учил ее делать чертежи. А потом умер и она поехала учиться летать. Это неправда!

– Как сложилась дальнейшая жизнь Лидии Зверевой?

– Жизнь ее была очень коротка: в 1916 году, уже во время Первой мировой войны и эпидемии тифа, в возрасте 25 лет она умерла. У нее остался маленький сын. Ее супруг, Владимир Слюсаренко, когда произошла революция, был арестован, но сумел сбежать из Петропавловской крепости. Сначала он, белый офицер, попал в Мурманск, добрался до Норвегии, успел послужить в Британских военно-воздушных силах, пытался попасть к Колчаку, но армия того была уже разбита. Он в итоге эмигрировал сначала в Китай, затем в Австралию, и его потомки до сих пор проживают там. К сожалению, общаться они не захотели. Сын Зверевой погиб во время Великой Отечественной войны под Москвой.

– Кому будет интересна твоя новая книга?

– Биография любого известного человека интересна, но история Зверевой – прекрасный пример подражания для детей. Она мечтала о полетах с детства, и я надеюсь, это история вдохновит других ребят. Но, думаю, и взрослых, которые интересуются историей нашей страны и историей авиации, в частности, она тоже может заинтересовать.

Фото: Александр Глуз/ «Петербургский дневник»
Закрыть