Яндекс.Метрика
  • Эльвира Романова

«Балетный спектакль для детей – праздник для всей семьи»: Анатолий Никифоров – о Театре детского балета

Один из идейных вдохновителей рассказал, любят ли современные дети это высокое искусство

В прошлом году балетная труппа Санкт-Петербургского государственного театра детского балета отметила 30-летие со дня основания. Одним из его идейных вдохновителей стал бывший артист Мариинского театра Анатолий Никифоров. Он рассказал «Петербургскому дневнику» о том, любят ли современные дети высокое искусство балета и как живёт большой коллектив сегодня.

 Анатолий Сергеевич, в прошлом году театру исполнилось 30 лет. Расскажите о его становлении. 

– Ещё в юные годы я учился ставить перед собой цели, которые несколько превышают возможности. Ведь так жить гораздо интереснее. Нам с моей коллегой Ириной Сафоновой, которая поставила наш основной репертуар, в своё время посчастливилось учиться у величайших педагогов. Ирина Александровна была ученицей Агриппины Вагановой, а я учился у Александра Пушкина. Об Александре Ивановиче Пушкине сегодня написано много книг. Можно сказать, что он заменил мне отца. Папа прошёл всю войну и умер уже после Победы. Пушкин знал, что наша семья пережила блокаду. Он очень поддерживал нас и многому меня научил. В первую очередь – танцевать не лучше других, а лучше себя самого. После учёбы я двадцать лет служил в Мариинском театре. Танцевал сольные партии в знаменитых спектаклях, объездил почти весь мир. Я всегда думал о том, что хочу учить балету других. Хотел стать похожим на своего любимого учителя. А ещё мечтал о том, чтобы мои будущие ученики смогли испытать всё, что переживал на сцене я, и чтобы благодаря гастролям они увидели, как интересен мир. Начинать театр с нуля было невероятно трудно. С помещением нам помогла администрация Кировского района. И все эти годы шаг за шагом мы идём вперёд, завоёвывая сердца зрителей, доказывая каждый раз, что нам по плечу новые и новые творческие вершины.
Сегодня при нашем театре организована студия балета, где дети с 5 лет занимаются классической хореографией, учатся не только классическому балету, но и народно-сценическому танцу, изучают актёрское мастерство. Ежегодно юные танцовщики и танцовщицы театра принимают участие в фестивалях и конкурсах балета и побеждают. Среди ярких побед юных артистов – призовое место на международном хореографическом фестивале «Танец без границ» в городе Пуасси (Франция).

– На чём сегодня расставлены акценты в работе театра?

– Для нас важно, что творческая деятельность Театра детского балета вносит большой вклад в культурное, образовательное и благотворительное развитие нашего города. Театр неоднократно становился лауреатом фестиваля «Театры Санкт-Петербурга – детям». Мы действительно гордимся своей многолетней историей. Сегодня основная задача репертуарной политики, которую мы совместно с художественным руководителем, заслуженной артисткой России Еленой Кузьминой, воплощаем в жизнь, –  это знакомство детей, как исполнителей, так и зрителей, с высоким искусством классического балета. Прививая любовь к серьёзной симфонической музыке и классическому танцу, опираясь на жизнеутверждающее содержание спектаклей, оформленных в лучших традициях сценографии, театр развивает и укрепляет духовно-нравственное и эстетическое воспитание подрастающего поколения.

 Расскажите, кто сегодня входит в состав труппы театра?

– Сейчас у нас в труппе двадцать взрослых артистов и семьдесят – маленьких, но набор идёт постоянно. А сколько было учеников за тридцать с лишнем лет! Каждый из них мне дорог. За очень короткое время мы сумели подготовить трех девочек из кордебалета. И сегодня Карина Романова, Вера Лалетина, Ксения Алексеева – наши звёзды. Очень горжусь ими. Когда мы только начали работать, у нас было два взрослых исполнителя. Сейчас, как я сказал, двадцать.

Это здорово, что совсем юные ребята могут учиться у мастеров. Помню, как ещё в училище мы, только начавшие осваивать азы, подглядывали за уроками взрослых. Это важно, ведь одно и то же движение можно выполнить по-разному. У нас в театре все работают в одной команде, преемственность воспитывается с первых дней.

 Есть ли возможность стать артистом вашего театра?

– Как правило, будущего члена нашей балетной труппы приводят за руку родители. Так, к слову, когда-то было и у меня. В своё время моя мама очень хотела стать балериной. У неё были прекрасные данные плюс красивая внешность, но карьера в балете у неё так и не сложилась. Может быть, потому, что её дедушка однажды твердо сказал: «Какая-то несерьёзная это профессия». И вот позже, как говорится, мама отыгралась на нас с сестрой... Она впервые привела меня, девятилетнего мальчика, и мою старшую сестру в балетный класс Ленинградского хореографического училища. Сказать честно, поначалу было не очень интересно. Но потом я втянулся в необыкновенную атмосферу балета, влюбился в него и уже не представлял своей жизни без танца, сцены и всего того, что завораживает в этом космосе.

Так иногда происходит и у наших маленьких балерин. Их приводят к нам в студию, а увлечение приходит постепенно. И когда они подрастают, то признаются: занятия, репетиции, спектакли, гастроли полностью изменили их судьбу. Десятки наших девочек сегодня выступают в профессиональных коллективах, занимаются преподаванием.

Родители часто спрашивают о перспективах, ожидающих их детей. Обычно говорю им, что балет – это генератор духовной энергии. Это та среда, где зарождается то, что мы называем культурой, а ведь именно она в конечном итоге создает личность. Станет девочка примой или нет – не самое значимое. Важно, что она вырастет разносторонним человеком и всегда будет выделяться в толпе особой осанкой, умением себя держать.

– Во всех спектаклях театра многие роли исполняют дети, значит ли это, что и репертуар рассчитан только на детскую аудиторию?

– На наши спектакли приходят абсолютно разные зрители. Очень радует, когда вижу восторг в глазах как у взрослых, так и у детей. Не передать словами все ощущения, возникающие во время просмотра спектакля, который нравится зрителю разных возрастов. Сейчас немало говорят о том, что современный театр должен помогать прикоснуться к великой культуре, ведь нынешнему юному поколению больше интересны гаджеты, нежели классический танец, серьёзная симфоническая музыка. Но это не совсем так. Дети любят смотреть балет! Каждый наш спектакль – это не одно и то же выступление. Всякий раз он проходит и раскрывается для зрителя чуточку по-новому. Неизменным остаётся главное: контакт между артистом и зрителем. Та самая магия, без которой, собственно, не бывает театра. И зрители это хорошо чувствуют.

 Какие постановки входят в репертуар театра сегодня?

– Все спектакли театра – полнометражные классические балеты, адаптированные для детского восприятия и не дублирующие постановки других профессиональных трупп. В спектаклях театра наравне с профессиональными артистами, звёздами балета Санкт-Петербурга принимают участие и юные «звёздочки» – воспитанники студии балета.

Сегодня в репертуаре нашего театра – концертные программы солистов труппы и классические балеты: «Спящая красавица», «Дюймовочка», «Щелкунчик», «Питер Пэн – волшебный мальчик», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Лебединое озеро», а «Принцесса на горошине» –  балет поистине уникальный, ведь музыка к нему составлена из произведений Моцарта. Появилась у нас в репертуаре и новая постановка – спектакль «Лебедь и Я, или Сказка о гадком утёнке».

Несмотря на наш в основном классический репертуар, коллектив вдохновляют и новые веяния в балете. Не так давно мы начали работать с новым художественным руководителем, замечательным специалистом и знатоком балетного искусства, заслуженной артисткой России Еленой Анатольевной Кузьминой. Для нашей юбилейной программы она поставила два номера в стиле неоклассики. Планируем двигаться в этом направлении и дальше, при этом придерживаясь главной творческой линии.

– Что ожидает зрителей театра в новом сезоне?

– В новом театральном сезоне 2023-2024 годов мы планируем гастроли по городам России, обсуждаем вопросы гастролей за рубежом. Но главное событие нового сезона – это подготовка и выпуск премьеры балетного спектакля – музыкальной феерии «Алые паруса». «Алые паруса» – символ сбывшейся надежды, мечты и счастья — именно об этом новый спектакль, который появится в репертуаре нашего театра в весенние дни 2024 года, когда выпускники школ всей страны будут праздновать День последнего звонка. Спектакль ставится по одноимённому произведению Александра Грина и несёт в себе веру в то, что мечты о счастье и любви всегда сбываются, если искренне верить в чудо… Эмоциональную и насыщенную драматизмом и поэзией музыку к спектаклю написал петербургский композитор Леонид Левашкевич, лауреат российских и международных конкурсов. А хореографическую постановку нового балета осуществляет художественный руководитель театра, заслуженная артистка России Елена Кузьмина, используя не только классическую, но и неоклассическую танцевальную технику, джаз, бальный и народный танец.

Театр гордится своей многолетней историей. А зрители ждут новых работ театра. И совершенно очевидно, что это будут яркие и красочные постановки, ведь Санкт-Петербургский театр классического балета стал явлением, которое прочно заняло свою особую нишу в балетном искусстве города.

Закрыть