Храм российских императоров открыли для посетителей в Гатчине
К Международному дню музеев, который отмечается 18 мая, в Гатчинском дворце после реставрации открыли Дворцовую церковь, Малый церковный переход, а также Овальную и Предцерковную комнаты.
Церковь Святой Живоначальной Троицы, которая была первым культовым сооружением в Гатчине и домовым храмом русских императоров, с 17 мая открыта для посетителей.
Нарядный и светлый
Архитектура храма не менее удивительна, чем его история. В нем практически нет привычных стен. А лестницы, ведущие в него с двух сторон, как будто крыльями охватывают молельный зал. Значимость и сакральность места подчеркивает и высота зала, расположенного выше остальных.
«Здесь молились все русские императоры, начиная с Екатерины II. Именно в этой церкви перед отправкой полков на Крымскую войну слезно молился Николай I», – рассказала хранитель фонда Дворцовой церкви Татьяна Кустова.
Сам храм, заложенный еще при первом владельце Гатчинского дворца Григории Орлове на месте старой церкви, перестраивался несколько раз. Самые значительные изменения произвел в середине XIX века Николай I.
Перестраивавший церковь архитектор Роман Кузьмин обратился к наследию Ренессанса, внеся в проект элементы, восхитившие его в Италии.
После перестройки в храме появился большой зал, освещенный шестью высокими окнами. Идущий из них свет, декорированные лепниной арочные проемы и ажурная кованая решетка наполнили молельный зал светом и воздухом.
«Кузьмину удалось создать уникальный, не имеющий аналогов в культовом зодчестве, нарядный и светлый храм», – отмечает Татьяна Кустова.
Отвечая на вопрос, в каком режиме может работать церковь, директор ГМЗ «Гатчина» Василий Панкратов сообщил, что службы там обязательно будут проходить. «Храм должен быть живым», – уверен он.
Находки реставраторов
Удивительно, но в годы войны храм не погиб в пламени пожара. Но коллекции икон и церковной утвари были разграблены, а витражи разбиты.
Документы свидетельствуют, что у фашистов, идущих на Гатчину, были списки того, что нужно в первую очередь забрать из дворца. Один из офицеров позже вспоминал, что, войдя в Чесменскую галерею, он увидел разбросанные на полу громадные книги. Это были библии в очень ценных окладах. Он насчитал их как минимум с десяток. С собой взял две, они весили около 17 кг.
Залечивать нанесенные фашистами раны пришлось долго. В 2016 году церковь закрыли для проведения реставрационных работ. И здесь специалистов ждали интересные, порой курьезные находки.
Когда вскрывали черные полы, нашли мастерок XIX столетия, гладенький и красивый, существенно отличающийся от современного. А еще нашли плашки от паркета, которые помогли воссоздать его в изначальном виде.
Главным открытием стали живописные изображения херувимов в кессонах купола. Эти картины считались утраченными, но во время расчистки штукатурного слоя обнаружилось, что под ним сохранились 94 из 120 ликов, исполненных в середине XIX века на картоне. Сейчас они отреставрированы и заняли свое историческое место.
Не менее интересная находка была связана с витражами. «Когда мы поднялись на леса, чтобы увидеть, как выглядит лепнина, то обнаружили подлинную дубовую раму XIX века. А когда сняли ее для реставрации, то нашли там кусочки стекла – синего, малинового и белого цветов. Благодаря этой палитре и акварелям Эдуарда Гау и были воссозданы по старинной технологии витражи», – делится Татьяна Кустова.
Помогла икона
К сожалению, подлинных икон из исторической коллекции сохранилось наперечет. Каждая из них вернулась сюда своим путем. Например, однажды в музей пришел мужчина, который принес две больших иконы. На рынке их собирались использовать для разделки мяса.
«Посмотрел он на нас, сидящих в кабинете, и сказал: «Знаю, что у вас ничего не получится. Но все-таки оставлю вам иконы», – вспоминает Татьяна Кустова. Сейчас икона Святых Алексия и Параскевы Пятницы заняла место на одной из стен храма.
А на иконе Ксении Петербургской можно увидеть множество цепочек и колец – это благодарность от верующих. Служителям музея особенно запомнилась молодая женщина, которая долго рыдала перед иконой, повторяя: «Господи, ну когда же я выйду замуж, мне уже 36 лет. Я никому не нужна».
«А спустя какое-то время нам передали конверт с деньгами и сказали, что она вышла замуж за очень богатого человека и уже ждет ребенка», – вселяет надежду страждущим хранитель церкви.
Это праздник
В этот же день в ГМЗ «Гатчина» открыли еще несколько залов. Это Овальная, представляющая собой имитацию парковой беседки. Впечатление усиливает вид паркового пейзажа, открывающийся за окнами, и живописные полотна Семена Щедрина, три из которых подлинные.
Второй зал – это Предцерковная. Небольшое помещение, стены которого украшены картинами, из него по Чугунной лестнице можно спуститься в Дворцовую церковь.
«Здесь были очень сложные работы. Дело в том, что стена там начала отходить в сторону. Пришлось вывешивать перекрытия на специальных домкратах, частично разбирать стену, затем вновь ее собирать, максимально сохраняя старый кирпич и металлические связи, которые предварительно почистили и поставили на свои места», – рассказала заведующая научно-фондовым отделом ГМЗ «Гатчина» Александра Фарафонова.
Обратила она внимание и на выставку тронных кресел. «Все кресла от Александра II до Николая II имеют национальные мотивы. И когда они находятся вместе, по ним можно проследить изменение архитектуры мебели, ее стилей и российской геральдики», – пояснила специалист.
Говоря о реставрации, Василий Панкратов признался: «Это была очень сложная, по-настоящему разносторонняя работа». Он сообщил, что на сегодняшний день приведено порядок около 35-40% помещений дворца.
«Есть еще над чем работать. Но основные парадные залы сейчас либо отреставрированы, либо находятся в реставрации», – уточнил он.
«Это огромная работа специалистов музейного дела, потому что нужно было отобрать экспонаты, которые бы абсолютно органично вписывались в эти исторические интерьеры. Часть предметов была воссоздана. Это, безусловно, праздник», – подчеркнул председатель Комитета по культуре Федор Болтин.