«Больше, чем спорт»: петербурженка Светлана Кропачева рассказала, как бег помог ей пережить трагедию
Светлана Кропачева – мама двоих детей, амбассадор Детского хосписа, спортсменка и просто красавица. В прошлом году она потеряла трехлетнего сына Макара. С этого времени спорт прочно вошел в ее жизнь, стал возможностью побыть наедине со своими мыслями, справиться с переживаниями и помочь другим людям. 28 мая в День празднования 320-летия Санкт-Петербурга в Приморском парке Победы пройдет благотворительный забег «Бегом с Дневником», средства от которого будут переданы хоспису и детям. Одной из его участниц станет Светлана. В интервью «Петербургскому дневнику» она рассказала, как бег помог справиться со смертью сына и почему она помогает другим женщинам с похожей судьбой.
В память о сыне
Бегом Светлана начала заниматься в августе прошлого года. С тех пор не пропускает почти ни одного массового старта в городе. Миниатюрная блондинка признается, что никогда не занималась спортом, в школе имела «тройку» по физкультуре и бегала всего несколько раз в жизни. Но в прошлом году все изменилось. Ушел из жизни ее младший сын Макар, родившийся с дисплазией соединительной ткани – это генетическое заболевание, которое проходило в тяжелой форме. Проще говоря, при таком диагнозе происходит разрушение мышечной ткани. Болезнь отразилась на сердце малыша, которое было увеличено в 6-7 раз.
«Макар с рождения не был обычным ребенком, но врачи сказали, что жить ребенок будет. Только вот, как долго и будет ли это легко, не уточнили, – рассказывает Светлана. – Мы приехали в Петербург с одним чемоданом на обследование и подбор терапии в центр имени Алмазова, когда сыну было 9 месяцев. Но врачи сказали, что вернуться мы больше в родной город не сможем. Помню, была реанимация, недосып, заплаканные глаза, серый оттенок лица, и даже волосы приобрели пепельный оттенок – мне показалось, что я как-то вмиг постарела».
В тот раз Макар справился, и семья переехала в новый дом в Пушкине. Но радоваться было рано. Макару с каждым днем становилось все хуже. Однажды пришлось вызывать скорую, в итоге – реанимация, паллиативный статус и хоспис.
«Было много случаев, когда он был близок к смерти, и я прощалась с ним, потом просила прощения, что не верила в его силы. В тот день ничего не предвещало беды. Он простудился, подхватил инфекцию, и все – за полчаса отказали все органы. Даже заведующий реанимацией был в шоке», – говорит она.
По словам Светланы, она до сих пор переживает уход сына, но находит поводы для радости и счастья.
«Мы девять месяцев жили в хосписе, и когда приехали домой, у меня заболела любимая бабушка. То есть в одной комнате была лежачая бабушка, которая меня воспитывала в детстве, а в другой Макар. И я ухаживала за обоими. После смерти бабушки мне стало совсем грустно, и я стала понимать, что это состояние ни к чему хорошему не приведет. Тогда я взяла себя в руки и стала думать, куда девать энергию. Решила, что спорт подойдет лучше всего», – говорит девушка.
Первым беговым мероприятием стал Павловский забег на 10 километров. Светлана выбрала его намеренно. Понадобится помощь ребенку – можно быстро прибежать на помощь, рассуждала она. Но случилось так, что именно в этот день мальчик умер.
«Перед самым забегом мне сообщили, что он умер. Он тогда уже был в больнице. Не помню, как пробежала – на адреналине. Потом долго ревела в парке. С тех пор каждый забег посвящаю своему сыну, его памяти», – признается она.
Все только начинается
Сейчас в копилке спортсменки несколько знаковых забегов. На прошлой неделе она пробежала 11 километров на Царскосельском марафоне. 28 мая она примет участие в забеге «Бегом с Дневником». Средства от продажи слотов будут переданы Детскому хоспису и детям.
«Со мной бегут ещё четыре мамы, дети которых являются подопечными хосписа, а также сотрудники хосписа. Кто-то бежит впервые, кто-то пробовал себя в забегах. Мы все бежим, чтобы рассказать обществу о тяжелобольных детях, о том, что боль можно превратить в энергию и что воспоминания об ушедшем ребенке могут жить», – рассказывает наша собеседница.
Она признается, что бег для нее больше, чем просто спорт. Утром девушка бегает, чтобы получить энергию на весь день. Вечером – чтобы сладко спать. Во время пробежки она может остаться наедине со своими мыслями: «Когда я бегу, мой мозг молчит о грустном, мое тело говорит о радостном. Иногда я бегаю в наушниках, с музыкой. Иногда бегаю со звуками города».
Беговые занятия Светлана старается гармонично встраивать в рабочий график, бегает через день со средним темпом 6,30 на километр. Совсем недавно появилось желание найти тренера, чтобы усовершенствовать технику и скорость бега. Признается, что поначалу думала, что после первого же забега весь задор быстро пройдет. Но к своему удивлению, обнаружила, что появился спортивный азарт: на предпоследнем забеге удалось улучшить личное время.
«Знаете, что меня вдохновляет? Люди. На одном из забегов меня обогнали мамы с колясками. В февральском забеге мы с подругой бежали по лесу, а впереди нас дедушка лет восьмидесяти. Мы с подругой переглянулись, обогнали его и уже увереннее побежали дальше», – смеется Светлана.
Сегодня Светлана Кропачева пишет статьи о себе и своем сыне. Прочитать их можно на сайте детского хосписа в рубрике «Дневник мамы Светы». Со многими мамами, у которых на руках тяжелобольные дети, девушка общается лично или через социальные сети. Сейчас она получает второе высшее образование по психологии, чтобы помогать людям более профессионально.
«Мамы обращаются ко мне с таким же ситуациями. Я как раз учусь на психолога, хочу заниматься анализом переживания горя, связанного с потерей близкого человека. Очень мало таких специалистов. А ведь мамы по-разному переживают уход детей. Кто-то сам начинает болеть, кто-то выпивать, кто-то просто уходит в себя», – говорит Светлана.