Piterville: «Видеоролики способны привить любовь к чтению»
Как совместить классическую литературу с современными цифровыми технологиями и приучить к чтению книг через видеоролики – об этом в интервью с участниками творческого коллектива Piterville: Кириллом Щербиной, Николаем Карповым и Дмитрием Репиным.
– Расскажите, что вы представите на Книжном салоне?
– Кирилл Щербина: Мы планируем рассказать, как мы объединяем русскую классическую литературу, историю и культуру и представляем ее в формате развлекательных роликов на разных платформах, в социальных сетях и видеохостингах. Поделимся, как придумываем образы, пишем сценарий и снимаем ролики для наших каналов. Поразмышляем, как такой формат работы с молодой аудиторией помогает привить любовь к художественной литературе.
Выступление станет частью презентации новой книжной серии художественной литературы в мягкой обложке издательства «Эксмо» – «Магистраль. Главный тренд».
– Как вообще появился коллектив Piterville?
– Николай Карпов: Мы с ребятами по профессии актеры театра и кино. Когда-то вместе учились в Российском государственном институте сценических искусств на Моховой улице, 34. В дальнейшем судьба нас развела по разным театрам.
В 2016 году мы собрались втроем и решили делать видеоконтент для социальных сетей – ролики, о которых и говорит Кирилл. Основной площадкой на тот момент стал «Тик-Ток». Тогда мы определили для себя, что основной темой наших роликов будет дореволюционная Россия. Мы работали над разными историческими образами.
Спустя некоторое время решили попробовать себя в роли героев русской классической литературы. Отправной точкой стал роман Федора Достоевского «Преступление и наказание».
Теперь мы берем одно крупное произведение из мира художественной литературы, делим его на небольшие самостоятельные фрагменты и снимает по каждому из них ролик.
Изначально мы не ставили задачу популяризации литературы, но зрители со временем вовлеклись, полюбили наши образы. Нам пишут, что после просмотра роликов часто читают или уже перечитывают книгу, чтобы углубиться в контекст, понять юмор.
А формат коротких видеороликов неожиданно для нас получил отклик у зрителей и пользователей социальных сетей. На нем мы и остановились.
Дмитрий Репин: Сейчас мы продолжаем с разной периодичностью выкладывать ролики в «Тик-Ток». Но, как известно, в России «Тик-Ток» сейчас не работает, поэтому ориентируемся мы на зарубежную русскоговорящую аудиторию.
Кроме того, мы продолжаем вести свой блог в «Инстаграме» (Instagram принадлежит компании Meta, признанной экстремистской организацией и запрещенной в Российской Федерации) и Telegram-канале, выкладываем ролики и ведем различные шоу на канале в YouTube.
Кирилл Щербина: Кстати, начать с «Тик-Тока» нам предложила теперь уже наш продюсер Настя. Она очень начитанная барыня (как мы любим ее называть). Настя тоже любит мемы, юмор и литературу. Она посчитала, что сервису сейчас не хватает развлекательного контента другого качества, так сказать, уровнем повыше.
– Почему вы остановились на русской классической литературе?
– Кирилл Щербина: мы учились в театральном институте, где плотно работали с художественной литературой в том числе. Мы решили попробовать соединить современные цифровые технологии и литературу.
Дмитрий Репин: В нашей русской литературе помимо смыслов много юмора. Людям, особенно еще школьникам, бывает буквально страшно к ней подступиться. Когда люди берут в руки такие объемные романы, как «Идиот» Федора Достоевского, «Война и мир» или «Анна Каренина» Льва Толстого, то у них возникает скорее чувство отторжения, чем желание прочитать.
А когда ты посмотрел несколько ни к чему не обязывающих развлекательных роликов, то, возможно, интерес к прочтению произведений, наоборот, может возрасти.
– Ваши подписчики действительно начинают читать?
– Николай Карпов: Да, случались приятные истории. Например, нам писали педагоги и ученики из нескольких школ.
Один из школьников поведал историю о том, что на уроке литературы они проходили роман «Обломов» Ивана Гончарова, а на экране показывали наши короткие видеоролики по следам произведения.
Кроме того, нас приглашали в одну из московских школ. Учителя и дети были знакомы с нашим творчеством. Нам провели замечательную экскурсию по школе, затем мы пообщались с ребятами, поговорили о том, как создаются наши ролики, в чем особенность актерской профессии.
– Есть ли у вас любимые образы?
– Дмитрий Репин: Как принято говорить в актерской среде: «Моя любимая роль та, которую я еще не сыграл». И лично в моем случае это так и есть.
Я думаю, если бы я не получал удовольствия от работы над каждым своим образом, вряд ли бы я участвовал в проекте. Поэтому все герои мне дороги и любимы.
Николай Карпов: Да, здесь я соглашусь с Димой. Мы кайфуем от процесса, и действительно все образы любимые. Особую радость мне доставила работа над романом «Отцы и дети» Ивана Тургенева. Я сыграл двух братьев Кирсановых – Николая и Павла.
Как мы проводим свой «внутренний кастинг»? Обычно, в любом произведении, с которым мы работаем, есть центральный – главный герой. Мы стараемся выстроить свою работу так, чтобы каждый из нас попробовал себя в главной роли и во всех второстепенных.
Кирилл Щербина: Отмечу еще, что в каждой нашей истории фигурирует героиня, потому что без героини, как известно, ни одно произведение «в жизнь не воплотится». Поэтому мы приглашаем наших подруг для работы над видеороликами.