Яндекс.Метрика
  • Владислав Вовк

Парадоксов друг, или Полузабытый гений: 270 лет назад родился Николай Львов

Еще при жизни его называли русским Леонардо Да Винчи и вторым Ломоносовым. И оба эти сравнения как нельзя лучше характеризуют творчество этого выдающегося человека, тоже намного опередившего свое время

Вот только если имена его именитых «однофамильцев» сегодня известны каждому школьнику, то о Николае Львове вспоминают обычно лишь, так сказать, узкопрофильные специалисты. А ведь благодаря ему, в частности, Петербург обрел свой неповторимый шарм и высокий стиль, наполненный глубокой символикой. К примеру, как раз одно из знаковых для города и истории творений Львова «помогает» президенту России в праздновании Дня ВМФ.

Бремя первого

При этом, пожалуй, сложно назвать такую сферу деятельности, где не проявил бы свое дарование Николай Александрович. Скажем, именно он заложил основы ландшафтного дизайна в России, и поэтому парки Петербурга и окрестностей своим очарованием обязаны в том числе и его трудам. Да и среди современных мастеров зеленых «иллюзий» до сих пор в ходу такое понятие, как «львовский сад».

Именно Львов первым в России стал заниматься изучением фольклора, составив сборник из собранных им 200 русских народных песен (да еще с разложением по голосам!). И зафиксированными в нотном виде образцами народного полифонического пения будут потом пользоваться все русские композиторы, в том числе, конечно, и Глинка.

«Львов был ведь еще и выдающимся инженером. К примеру, он первым придумал устройство высокоэффективной калориферной печи, где воздух «автоматически» подсасывается снаружи, проходит сквозь топку и выпускается в помещение, – отмечает историк архитектуры Станислав Словицкий. – Об этом открытии, правда, у нас потом быстро забыли, но именно на его основе через 100 лет «изобрели» всем теперь известные Амосовские печи. Хотя правильнее было бы называть их именем Львова». Кроме того, он стал первым создателем и теоретиком отопительно-вентиляционных систем. И именно Львов разработал и внедрил для зданий систему парового отопления, расположенного под полом. Более того, он является еще и основателем отечественной каменноугольной и торфяной промышленности, создав систему поиска залежей угля и торфа по всей стране.

Да если бы речь шла только о топливе! Львов первым обследовал Кавказские Минеральные Воды у горы Машук и занимался изучением свойств кислой воды. Более того, он даже занялся разработкой плана по обустройству там лечебного курорта!

Но, кроме всего прочего, Николая Александровича можно с полным правом назвать еще и прекрасным художником. Скажем, он первым (уже в который раз употребляется это слово!) в России стал работать в технике «лавис» – разновидности гравюры на металле. «Мало кто знает, что орден Святого Владимира и третья степень ордена Святой Анны были созданы как раз по эскизам Львова, – отмечает историк Юрий Соколов. – Иными словами, он был одним из наиболее ярких представителей русского Просвещения. В нем в полной мере проявляется блестящий XVIII век – эпоха, когда еще можно было быть кем угодно. И никто при этом у Львова не требовал дипломов. Ведь за него говорили его работы».

Свои университеты

О дипломах – вернее, об их отсутствии – упомянуто не зря. Ведь Львов не имел никакого специального образования! Он родился в Новоторжском уезде Тверской губернии в небогатой дворянской семье. Один из современников так писал о его детстве: «Он получил дома воспитание весьма скудное: лепетал несколько слов по-французски, а по-русски писать почти не умел, но, к счастью, не имея богатства, он не был избалован разными прихотями».

Единственным учебным заведением, которое закончил русский Леонардо, была общевойсковая школа при Измайловском полку в Петербурге, в которую он поступил после зачисления на службу в 1768 году. Именно там он освоил азы физики, химии, математики, черчения, естественных наук и фортификации. Оказавшись в новой для себя среде, он ощутил и вкус к изучению языков. Точно известно, что помимо в совершенстве освоенного того же французского Львов свободно владел английским, немецким, итальянским, греческим, латынью, а также знал древнееврейский и некоторые восточные языки.

«Да, он самый настоящий самоучка. И это поистине удивительно. Потому что его нельзя упрекнуть в непрофессионализме в тех областях, за которые он брался, – подчеркивает Юрий Соколов. – Как раз наоборот. Но именно поэтому уже тогда многие относились к Львову с неприязнью, считая его выскочкой. Конечно, все дело было в зависти. Тем более что все его работы отличались монументальностью, витальной силой, массой, бешеной энергетикой. Казалось бы, все это несовместимо – но только не у Львова». Что особенно ярко проявилось в зодчестве, которое он считал главным делом своей жизни.

Секрет русской усадьбы

И главным свершением на этой стезе стало творческое переосмысление и «пересадка» на русскую почву архитектурного направления в стиле классицизм, разработанного в XVI веке итальянским зодчим Андреа Палладио. «Из этого в итоге родились понятие и облик русской усадьбы, известные теперь во всем мире, – отмечает руководитель архитектурного бюро «Тектоника» Кирилл Яковлев. – Все эти лапидарные портики с колоннами, окна в виде неправильного квадрата: где Италия, и где – мы? Но Львову удалось невозможное – он умудрился античной эстетике придать православную философию. И это оказалось в нашем ландшафте и в реалиях очень органичным, ментально близким. Все это сразу же вросло в нашу культуру и живет до сих пор».

И никто уже сегодня, как говорится, в упор не видит чужеродный след в таких творениях Львова в Петербурге (и являющихся сегодня знаковыми архитектурными памятниками), как, допустим, церковь Святой Троицы (Кулич и Пасха), дом Державина, особняк Безбородко, здание Главпочтамта. Или же величественные Невские ворота Петропавловской крепости, с которых, по сути, начинается официальная часть празднования дня ВМФ на берегах Невы.

«На первый взгляд, трудно представить, но Невские ворота тоже напрямую соотносятся с «усадебным» палладианским стилем, – отмечает Кирилл Яковлев. – Казалось бы, все просто, те же составные элементы. Но то, как портик «посажен» на фоне крепостной стены, создает поразительный общий эффект мощи, глади и простора».

Откуда вырос конструктивизм?

При этом архитектор никогда не использовал одни и те же «лекала» в своей работе. Он не только все время импровизировал, но и не боялся экспериментировать. Наилучшей иллюстрацией этого может служить Приоратский замок в Гатчине.

«Ведь дело даже не в том, что здание в предромантичеком стиле идеально вписано в ландшафт, – подчеркивает историк архитектуры Станислав Словицкий. – Оно возведено из земляных блоков. Уникальная технология, прекрасно подходящая для наших условий! И ведь она была внедрена в практику. Львов создал Школу землебитного искусства, куда набирались по два человека из каждой губернии, чтобы они потом возвращались домой и уже сами внедряли на местах это новшество». Увы, школа после смерти Львова была закрыта, но сотни землебитных зданий, построенные по его типовым проектам, действительно появились по всей России. Некоторые из них дожили до 30-х годов прошлого века.

Зато творчество русского Леонардо все равно во многом очень сильно повлияло на развитие отечественной архитектуры. «Отражение идей Николая Львова прослеживается практически у всех наших видных зодчих прошлого, – подчеркивает председатель Совета по церковной архитектуре Санкт-Петербургского союза архитекторов заслуженный архитектор России Михаил Мамошин. – Его секрет – в лаконичности и гармонии. Архитектуру Львова можно назвать застывшей в камне евклидовой геометрией, которая очень подходит нашему умышленному, рациональному городу. Между прочим, я считаю, что творчество Львова повлияло и на появление неоклассики и конструктивизма, которые таким ярким огнем вспыхнули в начале прошлого столетия. Но главное, что опыт Львова и поныне нисколько не утратил своей значимости. И меня радует, что его сегодня используют некоторые современные архитекторы. Тем более что идеи Николая Александровича сейчас актуальны не только для исторической части города».

Между прочим, с точным списком архитектурного наследия Львова в Петербурге и окрестностях, как это ни покажется странным, до сих пор не все еще ясно. Дело в том, что среди специалистов существуют споры, касающиеся авторства отдельных исторических объектов. И, вполне возможно, что будут новые открытия.

Факт

Среди нереализованных идей Николая Львова – проект Казанского собора на Невском проспекте.

Список известных проектов Николая Львова,
Санкт-Петербург:

1. Главпочтамт: Почтамтская ул., 9-а;
2. Дача Д. М. Полторацкого «Уткина дача»: Уткин пр., 2-А;
3. Дача Донаурова (усадьба Жерновка): Ириновский пр. д. 9;
4. Дача П. В. Бакунина на Свердловской набережной (Свердловская наб., 22);
5. Дворец князя А. А. Безбородко на Свердловской набережной (Свердловская наб., д. 40);
6. Дом Державина на Фонтанке у Измайловского моста (набережная реки Фонтанки, д. 118);
7. Ильинская церковь на Пороховых (шоссе Революции, д. 75);
8. Дом С. С. Кочерова (архитектурно-строительный университет, Московский пр., 29);
9. Надгробие А. А. Безбородко в Александро-Невской лавре;
10. Невские ворота Петропавловской крепости;
11. Церковь Святой Троицы (Кулич и Пасха) (проспект Обуховской Обороны, 235).

Г. Павловск: (пер. Мичурина, д. 25);

г. Пушкин: дом В. П. Кочубея (ул. Радищева, д. 4);

пос. Стрельна: почтовая станция (Санкт-Петербургское шоссе, д. 66).

Ленинградская область:

Поселок Мурино: церковь Святой Екатерины (Кооперативная ул., д. 21);
Выборг: Спасо-Преображенский собор (Соборная пл., д.1);
Гатчина:
- Приоратский дворец (ул. Чкалова, д. 22);
- Каменный балкон;
- Амфитеатр для рыцарских турниров;
- Наумахия (родник, оформленный в виде развалин в греческом духе у
моста возле Птичника);
- Круглая рига;
- Скотный двор;
- Суконная фабрика;
г. Отрадное: Почтовая станция «Пелле» (на территории судостроительного завода «Пелла-Маш»);
д. Пельгора: церковь Святого Николая Чудотворца.

Не сохранились:

- дача Н. А. Львова (пересечение пр. Бакунина и Синопской наб.);
- дом А. П. Соймонова (на месте д. 6 по ул. Комсомола);
- церковь Адриана и Наталии (недалеко от нового одноименного храма в Старо-Паново, Красная ул, д. 34);
- дом-конюшня на Куракиной даче (ул. Бабушкина, д. 56);
- двухэтажный каменный дом (ул. Чайковского, д. 3): возможно, уцелели остатки фундамента;
- усадьба «Александрова дача» (г. Павловск);
- церковь во имя Святой Живоначальой Троицы в Галерной Гавани (Наличная ул, д. 2).