Иван Жидков: «Венгрия любит футбол и с FAN ID»
Стадион «Ференц Пушкаш» в Будапеште перестроили к чемпионату Европы 2020 года. И сделали это с невероятной любовью к своей истории. Посетители VIP-лож получают уникальную возможность пройти сплошной круг внутри стадиона, изучая на стенах историю всего венгерского футбола. Общее расстояние – два километра.
Я был приглашен на финальный матч Кубка Венгрии, играли две скромные команды – «Залаэгерсег» и «Будафок». Ждать полных трибун было заранее напрасно. Но на матч пришли около 30 тысяч зрителей, которые сделали атмосферу незабываемой. Культура футбола в Венгрии такова, что ей для обретения новой аудитории не нужны глобальные маркетинговые приемы.
На трибунах отсутствуют приглашенные клоуны, зрители не сидят весь матч в телефонах, практически не делают селфи – смотрят игру, после чего в большинстве своем остаются, чтобы поблагодарить игроков.
Первая причина отношения венгров к футболу – метафизическая. Величайший футболист всех времен Ференц Пушкаш похоронен в склепе под собором Святого Иштвана. Исчерпывающе.
Вторая, как ни странно, 8г7исправно действующая система FAN ID. В чем именно зерно, позволяющее ей нормально функционировать, объяснить не берусь. Вижу только то, что есть: на стадионах, даже на злейшем будапештском дерби «Уйпешт» – «Ференцварош», есть ультрас, продается пиво, почти отсутствует досмотр вещей при входе. И при этом нет ни драк, ни стычек. Как это получается? Симбиоз точечно работающих служб безопасности со спортивной ДНК населения?
Глава МИД Венгрии Петер Сийярто считается на родине энергичным человеком. И в последнее время он часто летает в Москву, несмотря на обстоятельства. Даже если у Сийярто всего несколько часов на сон, он все равно выходит на утреннюю пробежку. А премьер-министр страны Виктор Орбан начинал играть профессионально в футбол, даже по ходу развития политической карьеры выступал за клуб третьего дивизиона «Фельчут». Так что, наверное, ничего удивительного.