Яндекс.Метрика
  • Марина Паноинте

«Главное – уважать интересы учеников»: Владимир Беглецов о методике работы с молодым поколением

О современной музыкальной культуре, способах заинтересовать учеников классикой, грядущем Дне славянской письменности и не только
Фото: Роман Пименов/«Петербургский дневник»

В России продолжается XXII Московский Пасхальный фестиваль. Одним из его участников от Северной столицы стал знаменитый Хор мальчиков Хорового училища имени М. И. Глинки, художественным руководителем и главным дирижером которого уже много лет является заслуженный артист Российской Федерации, лауреат премии правительства Петербурга Владимир Беглецов.

«Петербургский дневник» встретился с ним и поговорил о современной музыкальной культуре, способах заинтересовать учеников классикой, грядущем Дне славянской письменности и не только.


– Владимир Евгеньевич, сегодня в Хоровом училище имени М. И. Глинки вы занимаете две должности – директора и художественного руководителя Хора мальчиков. Сложно ли совмещать две такие ответственные должности?

– Одна из этих должностей для меня не новая. С 1991 по 2005 годы я был художественным руководителем Хора мальчиков. Затем, с 2005 по 2014 годы, последовал перерыв, после чего меня пригласили сюда на должность директора, параллельно с которой я вернулся и на должность художественного руководителя Хора мальчиков. Поэтому в этом плане ничего нового здесь для меня не было. Кроме того, что поменялся местами кабинет.

– Было сложно вливаться в новую руководящую должность?

– Дело в том, что я поступил на нее не как человек, не имеющий совершенно никакого опыта на руководящих постах. До этого я и ранее занимал руководящие должности, в том числе и художественного руководителя. Ведь на нем лежит большая ответственность. Учитывая эти аспекты, в какой-то степени мне было легче. Хотя, безусловно, на этой должности я научился много чему новому и до сих пор учусь.

– Тем не менее одна должность более творческая, а другая – административная...

– Безусловно. У директора совершенно другой уровень ответственности. Кроме того, нужно уметь правильно планировать свое время, постоянно учиться новому. Конечно, когда я только вступил на должность директора, у меня было небольшое представление о том, что от меня требуется, как организовывать разные процессы. В этом плане я очень благодарен нашему коллективу – людям, которые меня хорошо знали и очень помогали и помогают мне до сих пор. И, безусловно, большая благодарность Комитету по культуре, который мне доверил эту должность и поспособствовал моему назначению. От сотрудников комитета я всегда получал и до сих пор получаю максимальное расположение и помощь в том, чтобы возглавляя наше учебное заведение, приносить как можно больше пользы.

– Возможно, одна из двух должностей вам ближе по душе?

– Конечно, душе ближе то, чем ты занимался всю жизнь, к чему ты всю жизнь готовился, учился и продолжаешь учиться, – это творчество и музыка. Но здесь важен факт, что я не прекратил свою творческую деятельность. Помимо Хора мальчиков, я также являюсь художественным руководителем и главным дирижером Концертного хора Санкт-Петербурга, с которым мы еженедельно даём концерты. Поэтому в этом плане ничего не изменилось. Просто увеличилась нагрузка.

– Вы считаете себя строгим руководителем?

– Я стараюсь об этом не думать. Конечно, в творческом коллективе бывают разные ситуации. Кроме того, каждая должность требует своего подхода. Как художественный руководитель и главный дирижер Концертного хора Санкт-Петербурга, я работаю со взрослыми людьми. Как художественный руководитель Хора мальчиков – с детьми. На должности директора – и со взрослыми, и с детьми. Конфликтные ситуации бывают везде. Вопрос в том, насколько они серьезны, насколько они глубоки и насколько мешают жизнедеятельности коллективов. Поэтому каждая ситуация требует своего подхода.

– Вы затронули тему коллектива. Преподавательский состав Хорового училища имени М. И. Глинки сегодня – какой он?

– Преподавательский состав у нас достаточно устойчивый и стабильный. Это очень опытные преподаватели, великолепные специалисты. Что касается музыкальных дисциплин, многие преподаватели, которые работают у нас сейчас, являются учениками тех, кто здесь работал до них. Получается такая преемственность поколений. Это можно сказать и об учениках. Например, есть целые семьи, которые учатся у нас уже в четвертом поколении. При этом мы открыты и рады и молодым преподавателям. Условие одно – они, безусловно, должны быть талантливы и высокопрофессиональны.

– Несмотря на смену музыкальных тенденций, хоровая музыка год от года остаётся актуальной и интересной. Как вы считаете, почему?

– Дело в том, что некоторое время назад у нас в стране существовали Дворцы пионеров и им подобные организации, которые в связи с тем, что менялась формация, в том числе и государственная, просто перестали существовать. Сейчас же эти традиции возвращаются обратно. Важно вовлекать юных, молодых людей в творческие коллективы, союзы, что-то такое, что давало бы им импульс не только разнообразить свой досуг и занять свое свободное время чем-то полезным. Но и для того, чтобы сохранить, сберечь и развивать традиции на уровне национальной культуры и культуры вообще. Это возрождение происходит потому, что у людей сохранялась потребность в хорошей музыке в том числе. Она никуда не делась. Традиция хоровой музыки есть везде, в разных странах.

– Можно ли назвать хоровую музыку, будь то профессиональный уровень или любительский, способом единения народа и сохранения его ценностей?

– Безусловно, это так. Например, у нас уже который год проводится День славянской письменности. Мы отмечаем его 24 мая, и в этот день собираются многотысячные хоры для того, чтобы петь вместе. Это тысячи коллективов со всего города и всей Ленинградской области. Это мероприятие каждый раз проходит на разных знаковых территориях нашего города. Таких как Исаакиевская площадь, Дворцовая площадь и не только.

Репертуар из года в год варьируется, но поскольку это День славянской письменности, в основном исполняется русская музыка. А так как по датам событие проходит рядом с празднованием Дня города, то к празднику мы также готовим репертуар, связанный с Петербургом и Ленинградом. Это песни наших замечательных популярных композиторов, в том числе ленинградских, петербургских и некоторых очень популярных исполнителей, близких молодежной культуре. Кого именно, говорить не буду. Приходите 24 мая на мероприятие и сами все увидите.

– Как репетируется такое масштабное выступление?

– Комитетом по культуре заранее анонсируется репертуар. Разные коллективы собираются на разных площадках города и репетируют. Люди действительно готовятся к этому событию, потому что для них это настоящий праздник, принять участие в котором большая радость. Для многих это очень значимое событие. Затем мы все собираемся на одной площадке, как правило, это Дворец спорта «Юбилейный», и проводим общую репетицию. Часто это проходит за день до самого концерта или же день в день.

Конечно, хоровая музыка востребована не только на таком масштабном мероприятии, как День славянской письменности. Сегодня мероприятия такого порядка, но в меньших масштабах, проводятся практически по всей территории России. Даже Дни города не обходятся без выступления хора. Это касается практически всех городов нашей страны.

– То есть зрители ждут выступления не только представителей современной поп-музыки?

– Конечно. Тем более хоровое дело тоже не стоит на месте. Люди же не будут на Дне города исполнять только музыку Чайковского, как бы ее ни любили. Безусловно, и без этого не обходится, но на то и существуют современные композиторы, аранжировщики, которые шагают в ногу со временем и делают огромное количество современных обработок и аранжировок. В том числе и для хоров. Например, если вы заглянете на сайт Краснознаменного ансамбля песни и пляски имени А. В. Александрова, вы будете очень сильно удивлены тем репертуаром, который они исполняют. Он включает в себя и песни Великой Отечественной войны, и аранжировки песен «The Beatles», «Queen» и так далее. Даже в репертуаре такого, казалось бы, очень консервативного коллектива есть такие песни. Нам это тоже не чуждо.

– Что служит этому причиной?

– Заинтересовывать юных, молодых девушек и парней нужно по-разному. Если ты не будешь понимать то, что им сейчас любопытно и интересно, считая это непрофессиональной музыкой, то первое, что ты получишь: им не будет интересно то, что ты считаешь важным и нужным донести до них. Таким образом, через тернии к звездам, можно привести современное поколение к истокам, к действительно качественной и профессиональной музыке, которая расширяет музыкальную эрудицию в несколько ином ключе.

– Получается, в вашей работе важно ориентироваться и знать и современную популярную музыку?

– Да. И самое главное, мне это действительно интересно. Например, сейчас у подростков и молодежи примерно 13-16 лет идет повальное увлечение корейскими музыкальными группами. Почему это происходит, бог его знает. Мне любопытно на это посмотреть, послушать, но не более того. Интересно понять, почему происходит этот своеобразный массовый гипноз. Почему именно эта тенденция?

– Есть какие-то предположения по этому поводу?

– Да. В первую очередь это очень хорошо организованная PR-кампания. То, как одеты исполнители, как они причесаны, их поведение – все это тщательно продумано менеджерами, чтобы заинтересовать широкую аудиторию. В крупных городах это особенно заметно. Хотя благодаря интернету эта культура проникает и в более маленькие города.

– Трудно ли от, условно говоря, современной корейской музыки увести своих учеников к музыкальным истокам, к классике?

– Главное – не надо говорить ученикам, что все, что они слушают и любят, – это ерунда. Важно их понять и с уважением отнестись к их выбору. При этом дать понять, какую музыку слушали до всего этого. Тот же рок-н-ролл начинался именно с той музыки, которую мы называем классикой. Если мы возьмем то, что сейчас популярно, и рассмотрим поближе, то зачастую выясняется, что за этой простотой и незамысловатостью звучания на самом деле стоит очень хорошее музыкальное образование.

– С переменами в музыкальных предпочтениях современной молодежи изменились ли подход и требования к поступающим в Хоровое училище имени Глинки ребятам?

– Вы знаете, примерно с века 19-го ничего, насколько я знаю, в критериях отбора поступающих не изменилось. Если человек поет, у него развито чувство ритма, хорошая память, да еще и сможет что-то сыграть на музыкальных инструментах, – это точно наш ученик. Конечно, также важны энтузиазм и желание учиться. Тем не менее из всех поступающих к нам в училище заканчивают его в лучшем случае половина поступавших. Например, в этом выпуске у нас будет 12 человек. Связано это с тем, что в процессе обучения может выясниться, что ученик не дотягивает по каким-то критериям. Некоторые уходят сами, потому что осознают, что им в будущем интересна другая профессия, не связанная с музыкой. Такое тоже бывает. Сколько поступивших будет в следующем учебном году, покажет время. Приёмные испытания пройдут уже совсем скоро, 27 мая. В любом случае заканчивают наше образовательное учреждение те, кто действительно намерен связать свою жизнь с музыкой. Кем, певцами, дирижерами, композиторами, хормейстерами, – это не важно. Все наши выпускники, затем закончившие консерваторию, точно смогут найти свое место в музыкальном мире.

Закрыть