Яндекс.Метрика
  • Сергей Соин

Руслан Гарипов: «Клиенты видят, за что и в каком объеме они платят»

О том, кто за что отвечает в сфере теплоснабжения и почему прямые квитанции от поставщиков выгодны для потребителей, рассказал заместитель директора дирекции по сбыту тепловой энергии ТГК-1 Руслан Гарипов. В компании он курирует работу с дебиторской задолженностью

– Руслан Фаатович, уходящая зима многим петербуржцам запомнилась ростом платежей за тепло, и тема эта до сих пор не утихает. Вы можете объяснить причину этого?

– Да, это было горячей темой для обсуждения. Тут сыграли роль два фактора. Во-первых, с 1 декабря в Петербурге на 8,4 процента увеличился тариф на тепловую энергию. А во-вторых, декабрь был значительно холоднее ноября, поэтому на обогрев жилых домов потребовалось значительно больше тепловой энергии. Среднемесячная температура ноября – плюс 0,5, а декабря – минус 3,2 градуса. Общий прирост объема теплопотребления в декабре 2022 года в сравнении с ноябрем составил около 35 процентов. Одновременное влияние этих двух факторов и сказалось на сумме в квитанциях за тепло.

– Большие суммы в платежках многие связывают и с так называемыми перетопами, когда в квартирах настолько жарко, что приходится открывать окна и «отапливать улицу». Кто в этом виноват?

– Нужно понимать, что ответственность за оказание услуг по теплоснабжению четко разграничена и регламентирована. Например, наша ТГК-1 как генерирующая компания отвечает за производство тепловой энергии. Температура теплоносителя на выходе с наших теплоэлектроцентралей (ТЭЦ) должна соответствовать нормативам и зависит от температуры окружающего воздуха. Далее – зона ответственности теплосетевой организации, которая обязана транспортировать теплоноситель до тепловых пунктов домов. Далее – уже зона ответственности управляющей компании или товариществ собственников жилья (ТСЖ). Они отвечают за содержание общедомового имущества и регулируют поступающее количество тепловой энергии так, чтобы во всех квартирах была комфортная температура. Дома бывают разной энергоэффективности, поэтому финальную регулировку как раз и производят для каждого дома индивидуально.

– Можно ли снизить платежи за тепло, если повысить энергоэффективность дома?

– Да, это поможет избежать повышенных расходов при оплате отопления. Самая эффективная мера – это оснащение теплового пункта системой погодного регулирования, которая будет самостоятельно настраивать подачу теплоносителя. Но точечные меры – утепление подвалов, чердаков и фасадов, замена окон, починка доводчиков на дверях – тоже могут быть эффективны. И все это – в зоне ответственности управляющей компании.

Влияние этих мероприятий на потребителей самое прямое. Поскольку тариф, устанавливаемый Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга, для всех одинаковый, главной причиной разницы плат за отопление становятся энергоэффективность дома и состояние общедомовых инженерных сетей, а также оперативность и точность регулирования количества поступающей тепловой энергии – то есть регулирование на тепловом пункте дома.

– С наступлением тепла петербуржцев снова беспокоит вопрос отопления, но уже в формулировке «когда отключат батареи?». Давайте напомним, при каких условиях дома перестают отапливать.

– Подчеркну, что сами ТЭЦ не могут самостоятельно начать или прекратить подачу тепла в дома. Решение о начале или окончании отопительного сезона принимается на уровне города, оно строго регламентировано постановлениями Комитета по энергетике и инженерному обеспечению.

Согласно нормативам, отопление в городе отключают, когда среднесуточная температура воздуха превышает плюс 8 градусов в течение пяти дней. Как правило, это конец апреля или начало мая. Но перед полным отключением отопления (как и перед его полным включением) дается не менее пяти дней на так называемый режим периодического протапливания – это время, когда управляющие компании вправе сами отключить отопление, не дожидаясь официального окончания отопительного сезона. Так что если в квартирах какого-то дома некомфортная температура, нужно обращаться напрямую в управляющую компанию.

– Если так много вопросов, касающихся тепла, относятся к ведению управляющих компаний, почему ТГК-1 заключает прямые договоры с потребителями?

– Большая часть домов перешли на прямые договоры вынужденно. Когда управляющая компания из раза в раз не перечисляет плату за тепло, накапливает долги, мы вынуждены переходить на прямые договоры с жителями, чтобы избежать таких ситуаций в дальнейшем. Эта мера предусмотрена законом, и она защищает права как ресурсоснабжающей организации, так и жителей, которые добросовестно оплачивают квитанции.

Конечно, возможна и другая ситуация. Жители могут по своей инициативе перейти на прямые договоры, приняв такое решение на общем собрании собственников. Это очень «хозяйский» подход: самому контролировать, куда расходуются твои деньги, не прибегая к услугам посредников. Точно так же по отдельным квитанциям мы платим, например, за газ или другие коммунальные услуги. Все прозрачно и понятно.

– Но ведь прямые договоры не избавляют от злостных неплательщиков.

– Совершенно верно. Но без посредника в лице управляющей компании проблему неплательщиков можно решать уже точечно. Оплаты жителей совершенно точно попадут к нам. Плюс переход на собственные квитанции дает возможность включить более точную детализацию: клиенты видят, за что и в каком объеме они платят, а мы видим, какой потребитель платит добросовестно, а какой – нет. Взыскание долгов ложится уже на наши плечи.

На самом деле мы проделали большой путь по внедрению механизма прямых договоров, набили на этом пути много шишек, но опыт показывает, что это выгодно и для нас, и для клиентов. Сейчас у нас на прямых договорах в Санкт-Петербурге и Ленинградской области около 400 тысяч потребителей.

– У ТГК-1 есть ресурсы самостоятельно бороться с неплательщиками?

– Естественно, в отношениях с клиентами мы всегда стараемся решить вопрос, не доводя дело до суда. Но работа по взысканию задолженности в судебном порядке налажена, есть взаимодействие с банками и службами судебных приставов. Для потребителей, накопивших долги из-за тяжелой жизненной ситуации, реализована возможность рассрочки платежей. Но, безусловно, такие решения принимаются индивидуально, после анализа сложившихся обстоятельств.

– По вашему опыту, с какими сложностями приходится сталкиваться при переходе на прямые договоры?

– По закону переход на прямые договоры возможен как по инициативе самих собственников, так и по нашей инициативе в одностороннем порядке – в случае, если управляющая компания имеет задолженность по оплате за потребленное тепло. В этом случае переход на прямые договоры сопряжен с большим риском: если УК проблемная и не хочет «отдавать клиентов», то велика вероятность, что она не захочет передавать нам данные о количестве проживающих, площадях, собственниках – ошибок великое множество, и они не ограничиваются только счетчиками. В таком случае первые наши квитанции выставляются по нормативу. Но даже с такими ситуациями мы справляемся, собирая недостающие данные, – и последующие квитанции приходят с корректными начислениями, все начисления по нормативу и повышающие коэффициенты снимаются. Далее можно передавать показания и совершать оплату даже без бумажных квитанций – в личном кабинете на нашем сайте или в мобильном приложении.

– Почему прямые квитанции выгодны самим потребителям?

– Как я уже отметил, это прозрачность начислений и корректное отображение всех платежей, подробная детализация. Гарантированная возможность платить только за себя, страховка от недобросовестных действий управляющей компании.

– Должны же быть и минусы?

– Минус, если можно так сказать, только один – необходимость помнить про передачу показаний и оплату дополнительной квитанции. Хорошо, что к услугам потребителей – широкий спектр инструментов для оплаты и передачи показаний, есть даже возможность передать показания через «ВКонтакте». Да, нужно быть чуть более дисциплинированным, но это того стоит.

– Не планируется ли включить услуги ТГК-1 в единые квитанции, о которых сейчас много говорят?

– Нет, мы не собираемся включать наши платежи в единую квитанцию, это наша принципиальная позиция. Возвращаться к схеме оплаты через посредников нецелесообразно.

– Почему другие ресурсоснабжающие компании не последуют вашему примеру?

– Каждый волен выбирать то, что считает более выгодным. Для нас это нецелесообразно с экономической точки зрения. Себестоимость собственного биллинга гораздо ниже, чем стоимость услуг расчетных центров. Плюс мы видим в таком подходе риски зависимости от расчетного центра, поскольку в таком случае вся база данных находится у него. Мы выбрали путь независимости, полного контроля над своими данными и развития собственных сервисов. Да, поставщикам ресурсов требуется вложить немало сил и средств, чтобы сделать прямой контакт с потребителями эффективным и удобным. Но для нас плюсы и удобство такого контакта важнее возможных трудностей. Мы продолжим развивать клиентскую систему и улучшать качество обслуживания наших потребителей.