Яндекс.Метрика
  • Владислав Вовк

Как Вольфа Мессинга прикрепили к Евгению Мравинскому: в Петербурге восстанавливают афиши военных лет Ленинградской филармонии

В реставрационной мастерской Санкт-Петербургского института истории РАН пытаются услышать эхо ушедшего тревожного времени и давно прозвучавших концертов: не так давно начались работы по восстановлению афиш Ленинградской филармонии 1941–1945 годов
Фото: Александр Глуз/«Петербургский дневник»

Совместный историко-реставрационный проект «Военная летопись Филармонии» предусматривает, что в течение трех лет обретут вторую жизнь 700 подобных документов. Сейчас осуществляется первый этап этой масштабной программы – реставрация 75 афиш, а также 15 программок и пригласительного билета на премьеру знаменитой Седьмой симфонии.

«Одноразовые» свидетели

Все эти раритеты относятся к периоду, когда Ленинградская филармония находилась в эвакуации в Новосибирске (с 1942 по 1944 год). И почти каждый документ связан с именем Евгения Мравинского, 120-летие со дня рождения которого будет отмечаться 4 июня. Поэтому отреставрированные раритеты будут участвовать в выставке, приуроченной к этой дате.

Но что нового могут добавить к биографии выдающегося дирижера такой незатейливый «расходный материал», как афиши? Оказывается, очень многое. «Благодаря им можно буквально день за днем проследить за творчеством маэстро и заодно восстановить работу Филармонии в эвакуации, – подчеркивает заведующая Научно-историческим архивом СПбИИ РАН Татьяна Базарова. – Более того, они помогают понять, как развивалась музыкальная культура в военное время. Например, благодаря одной из афиш видно, что на концерте оркестр под управлением Мравинского исполнял произведения Шостаковича и Вагнера. В одной программе! Это удивительно».

Ведь творчество Вагнера, как известно, особо ценили в Третьем рейхе. Но для советского дирижера музыка немецкого композитора XIX века оказалась выше реалий тех дней, и никакой ее дискриминации «по национальному признаку» не было.

Но удивительно еще и то, что сотрудники Филармонии, несмотря на все тяготы войны и жизни в эвакуации, нашли силы сохранить афиши всех выступлений, что имели место в выделенном для ленинградцев концертном зале в Новосибирске. И взяли эти документы с собой, когда возвращались на берега Невы. И вот теперь, впервые за почти 80 лет, эти свидетели прошлого, хранящиеся в музыкальной библиотеке Филармонии, оказались в руках специалистов, решивших проверить их «самочувствие».

Фото: Александр Глуз/«Петербургский дневник»

Больше кальция – лучше афиша

И первое, что сделали реставраторы, – проверили раритеты на наличие различных грибков и плесени. «К счастью, ничего этого мы не обнаружили, потому что афиши лежали в сухом месте, сшитые в стопки, помещенные внутри картонных папок, – делится реставратор-миколог Галина Азизова. – Правда, это не уберегло афиши от пыли. Особенно загрязненными оказались края листов, которые кое-где даже покрыты сажей». Поэтому раритеты сначала обрабатывают специальным реставрационным пылесосом, а затем вообще подвергают самым настоящим водным процедурам: целиком погружают в специальную ванну и смачивают с помощью душевой лейки.

А после тщательной просушки афиши начинают… «подкармливать» кальцием! Правда, на языке реставраторов эта операция звучит более солидно и загадочно – создание запаса буферности. «Афиши печатали в Новосибирске на не слишком-то хорошем материале. Для некоторых экземпляров была использована даже так называемая оберточная бумага, – отмечает Галина Азизова. – Ну а что вы хотите? Война… Но главное, что такая бумага за прошедшие десятилетия потеряла свою пластичность, стала хрупкой. Берешь афишу, а она плохо гнется, «гремит», как лист железа».

Чтобы вернуть бумаге исходные свойства, реставраторы равномерно покрывают ее с помощью кисточек или пульверизаторов сначала насыщенным раствором мела, а потом полупроцентным раствором метилцеллюлозы. Причем в зависимости от состояния конкретного «пациента» такую операцию иногда проводят неоднократно. «Перестала «греметь» афиша, значит, пошла на поправку. Так что кальций полезен не только для человека, – с улыбкой отмечает Галина Азизова. – Тем самым мы заодно придаем бумаге и дополнительную прочность. Такого буфера, думаю, афишам должно хватить лет на сто».

Чай и кофе

Еще один важнейший элемент реставрации – восполнение утрат и укрепление «прохудившихся» фрагментов. Ведь даже если бумага была сложена всего один раз, то на местах сгибов под воздействием дневного света и с течением времени появляются трещинки или даже разрывы.

И опять же в зависимости от состояния афиш их или наклеивают целиком на специальную основу (реставрационную бумагу), либо лечат, что называется, точечно. В последнем случае специалисты СПбИИ РАН превращаются порой чуть ли не в ювелиров, ведь им приходится укреплять не только места сгибов, но и «латать» даже самые мельчайшие проколы в афишах, которых тоже хватает. При этом «заплатки» предварительно тонируются с помощью специального карандаша, чтобы они не выделялись на фоне потемневшей от времени бумаги. Но иногда для этого используются и такие проверенные не одним поколением реставраторов (и не только в СПбИИ РАН), эффективные «природные красители», как чай (дающий желтый цвет) и кофе (коричневый оттенок).

Фото: Александр Глуз/«Петербургский дневник»

Загадочный подтекст

К слову о том, что нового могут рассказать старые афиши. Уже в ходе реставрации первой партии таких документов было сделано небольшое открытие: к тыльной стороне одной из афиш с именем Евгения Мравинского был прикреплен анонс выступления Вольфа Мессинга! Причем «сеанс» знаменитого менталиста состоялся в том же 1942 году и тоже под эгидой ленинградского музыкального учреждения.

«Оказывается, в программе нашей Филармонии были и такие выступления, – делится художник-реставратор I категории Елена Пахалова. – Но самое интересное, что внизу этой афиши я обнаружила наклеенную полоску бумаги с текстом, гласившим, что весь сбор пойдет на приобретение вещей для бойцов Красной Армии. Когда же мне удалось отклеить эту полоску, то под ней оказалась другая надпись – о том, что первоначально вещи предназначались бойцам только Сталинской дивизии».

Согласно данным о тираже, таких афиш было напечатано 75 штук (интересное совпадение в духе Мессинга – в точности столько же «мравинских» афиш поступило сейчас на реставрацию). И можно предполагать, что в преддверии заявленного выступления на каждой из них были сделаны такие же «правки». Кто и зачем их внес – неизвестно. Причем текст во всех случаях был напечатан типографским способом.

«Между прочим, на то, чтобы отклеить полоску с текстом, у меня ушло около недели, ведь ни в коем случае нельзя было повредить ни ее, ни афишу, – отмечает Елена Пахалова. – Хорошо, что хоть клей оказался водорастворимым. А вот будем ли мы после окончания работ обратно все возвращать на место, пока неизвестно, – это уже должен решать реставрационный совет».

Обмен опытом

Подобных обсуждений и совещаний в ходе реставрации будет еще немало, поскольку в работе участвуют еще и историки, а также специалисты по производству бумаги и эксперты по типографским краскам. «А в 2024 году, к 80-летию снятия блокады Ленинграда, мы проведем большую научную конференцию, где наши сотрудники расскажут о своих достижениях, – отмечает заведующая Научно-историческим архивом СПбИИ РАН Татьяна Базарова. – Тем более что это первый столь масштабный опыт и всестороннего изучения, и полной реставрации документов военной поры».

Ведь тот же состав бумаги и красок позволит, к примеру, дать дополнительное представление о промышленном потенциале страны в годы войны. А время начала концертов (в 20:00 или в 20:30) – о распорядке дня тружеников тыла и их предпочтениях. Но в любом случае старые афиши – это еще и своеобразная вневременная «оптика». «Исторических источников много не бывает, – подчеркивает Татьяна Базарова. – И даже мемуары, записки и письма нам дают только какие-то отрывочные сведения. И вдруг выясняется, что такой источник, как афиша, позволяет под другим углом взглянуть на то, как люди жили и работали. И это абсолютно правдивый и бесстрастный свидетель».

Факты

- Ко Дню Победы в Филармонии планируют открыть виртуальную выставку афиш, отреставрированных в СПбИИ РАН.

- Тираж пригласительных билетов на премьеру в Новосибирске Седьмой симфонии Шостаковича – 800 штук.