Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

«Мы хотим показывать русское искусство»: новый директор «Манежа» Анна Ялова о первом проекте на этой должности

Также она рассказала «Петербургскому дневнику» о ближайших выставках и повороте к искусству Азии
Фото: Дмитрий Фуфаев/«Петербургский дневник»

– Анна Львовна, перед встречей я поинтересовалась, насколько популярна выставка «Первая позиция. Русский балет» (6+), которая сейчас проходит в «Манеже». Оказалось, что билетов практически нет.

– Да, билеты лучше покупать заранее, а почти все экскурсии уже раскуплены до конца мая. И три книги отзывов и предложений закончились уже за первый месяц. Недавно был интересный случай: я получила, наверное, самую значимую для нас оценку выставки – от балетных артистов. Они признались: «Мы всю жизнь исполняем эти движения, но только у вас на выставке смогли понять, как и почему это получается».

– Комплимент от профессионалов дорогого стоит. В чем секрет успеха?

– Балет в России гораздо больше, чем балет. Это один из основных культурных брендов нашей страны. Нам было важно рассказать историю становления и развития русского балета – от его появления при царе Алексее Михайловиче до современных дней. Когда мы видим балетные постановки на сцене, и современные, и те, что насчитывают историю в более чем 150 лет, то редко задумываемся, что послужило причиной возникновения тех или иных балетных спектаклей, как это может быть связано с историческими, культурными или политическими событиями страны. Поэтому нам показалось интересным не просто рассказать зрителю трехвековую историю балетного искусства в России, но и представить ее через призму истории страны.

К тому же, помимо исторических событий, на выставке мы показали и художественную часть: костюмы, эскизы, элементы сценографии и многое другое – всего около тысячи экспонатов из 46 музеев, архивов, частных коллекций, фильмофондов со всей страны. Креативным куратором выставки выступил Павел Каплевич – известный художник, сценограф. Партнер проекта – архитектурное бюро «Планета 9» во главе с сокуратором выставки Агнией Стерлиговой создал невероятно красивый художественный образ выставки, так что зритель не только погружается в историю танца, но и получает эстетическое удовольствие.

На выставке много необычных решений. Например, предметом исследования стало само тело артиста балета – как оно работает с точки зрения физики и биомеханики. В создании этой части экспозиции принимали участие ученые, физики, врачи.

Вообще, это моя первая выставка в качестве директора. Придумали мы ее уже давно и работали над проектом три года. Я здесь выступаю еще как соавтор концепции и куратор. Само название для выставки выбрано не случайно – «Первая позиция. Русский балет». Потому что первая позиция – это не только основная балетная, это еще и то место, которое русское хореографическое искусство занимает в мире.

Мы читаем в отзывах, что маленькие девочки мечтают стать балеринами, что наши зрители начинают по-новому  смотреть на балет и хореографию, что они преисполняются чувством гордости за тот колоссальный вклад, который Россия внесла в балет. Эта выставка – о фантастическом наследии, которым мы обладаем.

– Расскажите, как вы узнали о своем назначении.

– После того как Павел Пригара покинул пост руководителя «Манежа», я стала исполняющей обязанности директора. Это было неожиданно и очень ответственно. В тот момент мы открывали выставку «Зерцало», посвященную русскому провинциальному портрету XVIII-XIX веков. В середине февраля, прямо перед открытием выставки «Первая позиция. Русский балет», я стала директором.

В команде «Манежа» я с 2016 года, с самого начала ее формирования. Все эти годы я принимала участие во всех выставочных процессах, занималась административной и экономической деятельностью и выступала в качестве продюсера и куратора различных проектов. Поэтому для профессионального сообщества мое назначение не стало сюрпризом.

Коллеги приняли его как логичное решение о продолжении деятельности ЦВЗ «Манеж». Это было комфортно и для коллектива, потому что для нашей команды ничего не поменялось ни в статусе, ни в направлении развития «Манежа» как культурной институции.

– Останется ли «Манеж» той многофункциональной площадкой, где происходит коллаборация различных видов искусств?

– «Манеж» – универсальное пространство, здесь можно делать практически все. По моим прогнозам, в ближайшем будущем нас ждет бум музейных коллабораций. Так что слово «сотрудничество» становится определяющим. Причем в самых разных областях нашей деятельности, будь то музыкальные, инклюзивные, детские и подростковые программы.

Каждая наша выставка дополнена концертами, лекциями, встречами. И сейчас мы будем ставить балетные спектакли, для чего предусмотрели сцену и зрительный зал.

– Какие еще события планируете провести в будущем?

– В этом году мы откроем выставку «Неподвижность: ХХ век от и до». Несколько лет назад «Манеж» впервые в российском музейном сообществе сделал выставку, посвященную исключительно скульптуре, – «Неподвижность. Русская классическая скульптура от Шубина до Матвеева». Это вызвало живой интерес, потому что скульптура стоит немного особняком, ее обычно рассматривают после других видов искусства. Нам же было интересно показать скульптуру как самостоятельный жанр, по которому можно отслеживать исторические процессы, изменения стилей, художественные трансформации и многое другое. Сейчас мы активно работаем, можно сказать, над второй серией. Это будет современная скульптура XX века. Мы будем сочетать ее с новыми формами искусства.

Если на первой выставке скульптура была показана через оперу, то здесь для усиления впечатлений мы будем использовать современный язык XX века.

К 80-летию полного освобождения Ленинграда от блокады готовим большой проект, посвященный нашему городу. Причем сосредоточимся не столько на военно-исторической части, сколько на жизни Ленинграда, на том, что позволило ему и жителям не сломиться и сохранить силу духа. Мы будем говорить о культуре и образовании, о науке и спорте, о людях, благодаря которым жители блокадного города не теряли надежду. Сейчас мы все глубже погружаемся в дневники и документы того времени, изучаем архивы, формируем концепцию и художественный ряд.

– В последние годы «Манеж» вышел за пределы своих стен и стал задействовать уличное пространство: «Тридцать три знака», «Серебряное ожерелье России». Последует ли продолжение?

– В проекте, который мы назвали «Музейная линия», я выступаю в роли куратора уже несколько лет. Для меня всегда было важно показывать, что в Петербурге есть место и для современных форм искусства. Сначала мы робко вышли за стены «Манежа» в пространство улицы Якубовича.

А когда увидели реакцию людей, то поняли, что такие проекты имеют право на существование. Например, выставка «Тридцать три знака» случилась в разгар пандемии, когда все музеи были закрыты. И она позволила людям приблизиться к искусству, увидеть, что в городе что-то происходит, что жизнь продолжается.

Это было интересно еще и с точки зрения образования, потому что на уроки сюда приводили первоклашек и рассказывали им об алфавите и истории славянской письменности.

У нас много идей по внедрению современного искусства в городское пространство. И если первые шаги было делать довольно сложно, то сейчас нас поддерживает город.

Совсем недавно мы завершили совместный с Комитетом по развитию туризма Санкт-Петербурга уличный проект «4 сезона. Туристический Петербург». Для него художник Роман Ермаков создал серию арт-объектов, каждый из которых ассоциативно связан с одним из четырех времен года. Нам было важно показать, что наш город прекрасен всегда.

– Большие планы предполагают и большую занятость. Как все успеваете, тем более что у вас трое детей?

– Чем больше детей – тем проще. Сын уже студент. Средняя дочка, ей в этом году будет пятнадцать, оканчивает восьмой класс Президентского физико-математического лицея № 239. Младшей дочери два с половиной – и это источник позитива и заряда энергии для всей семьи. Она первый ребенок, у которого есть классические бабушки-дедушки. Потому что старшие дети росли, когда наши с мужем родители еще работали.

Больше всего меня радует, что дети между собой дружат. От них я узнаю много нового и интересного. И всегда могу на них положиться и рассчитывать на их помощь и поддержку.

Что касается работы, здесь, в «Манеже», у меня сильная, профессиональная и надежная команда. Это люди, которым ты веришь и которые верят в тебя.

– А «Манеж» что для вас?

– «Манеж» – это очень важный этап моей жизни. Это место, которое меня сформировало как профессионала.

Мы хотим показывать русское искусство, но у нас есть амбиции продолжать реализовывать и зарубежные проекты. Это, конечно же, поворот на Восток. Искусство Азии удивительно. Мы и начинали с него – в «Манеже» была прекрасная выставка «Преодоление», посвященная молодому китайскому искусству.

100 000 человек уже посетили выставку «Первая позиция. Русский балет», которая работает в Центральном выставочном зале «Манеж» с 22 февраля по 21 мая.

16 февраля 2023 года Анна Ялова была назначена на должность директора «Манежа», где ранее была заместителем руководителя.

Фото: Дмитрий Фуфаев/«Петербургский дневник»
Закрыть