Яндекс.Метрика
  • Нина Астафьева

Как Юсуповский дворец на Литейном проспекте изменится после реконструкции

Его новые хозяева – музей-памятник «Исаакиевский собор»
Фото: Дмитрий Фуфаев/«Петербургский дневник»

Исаакиевский собор получил в пользование одно из самых роскошных зданий в центре Петербурга – дворец Зинаиды Юсуповой на Литейном проспекте, 42. Взамен дирекция собора возвращает городу особняк на Мойке, 40, ранее принадлежавший Первому российскому страховому обществу. Это здание в свою очередь было передано как компенсация за переданный в лоно церкви Сампсониевский собор.

Из дворца в коммуналку

Дворец Юсуповой богат интерьерами и славен своим внешним видом, но это также означает, что потребуются немалые средства, чтобы привести это все в порядок. За те несколько месяцев начиная с декабря, в течение которых дворец уже проработал под эгидой музея, с фасадов сняли полцентнера штукатурки и архитектурных элементов, которые держались буквально на ниточках. Но фасады требуется не только обезопасить, но и вернуть им прежний вид. Интерьеры – также отремонтировать и приспособить под какие-либо современные функции, будь то театр, музей реставрации или зал приемов. Не секрет, что дворец Зинаиды Ивановны (не путать с Зинаидой Николаевной!) Юсуповой в советские времена был «большой коммуналкой» и его площади занимали самые разные учреждения – научное общество «Знание», юридический институт и другие. От первого в кабинетах остался лекторий с экраном, от второго – библиотека. От госпиталя, коим дворец был в Первую мировую войну, не осталось ничего.

Еще несколько лет назад дворец успешно принимал посетителей: например, здесь давали спектакли различные театральные труппы.

«При этом нарушались все возможные правила, начиная с противопожарных, – посетовал директор музея «Исаакиевский собор» Юрий Мудров. – Повсюду висела открытая проводка, тут же бегали дети... Потом помещения закрыли. Первое, что нам пришлось делать в эти месяцы, – это вычищать пыль, потому что дышать было невозможно. Мы рассчитываем, что зрительный зал будет работать по назначению, хотя и не сразу. В Исаакиевском соборе есть свой хор, который с удовольствием выступает на чужих площадках, а мог бы иметь свою – и не только в храме».

«По назначению», конечно, звучит двусмысленно. В годы строительства, то есть в 1850-х годах, пространство на первом этаже дворца было садиком с фонтаном. Это и сейчас ощущается – в нем довольно-таки холодно. И только сцена напоминает, что совсем недавно здесь проходили мероприятия – в частности, «Книжный маяк». А на третьем этаже, над летним садом, был сад зимний, крытый, и в память о нем осталась ажурная галерея.

Комфорт в противоречии с красотой

Самые знаменитые помещения дворца – Золотой зал и Малахитовая гостиная, Синий кабинет и Белый зал. К слову, вывозить отсюда ценности начали не большевики, а Феликс Юсупов, сразу после убийства Распутина, к коему он имел непосредственное отношение. Часть коллекции осталась в Юсуповском дворце на Мойке, часть – уехала с хозяином в Париж. Поэтому сейчас залы украшены в основном копиями картин.

«Особую надежду мы возлагаем на акварели Василия Садовникова, по которым можно будет воспроизвести интерьеры дворца», – говорит заместитель директора по научной работе Анна Голованова.

Так, Золотой зал сохранился неплохо: здесь и старинный паркет, и шелковые вставки на стенах. В Белом зале о былом величии напоминает только лепнина, имитирующая резьбу по дереву, и бронзовая люстра под треснувшим потолком. По плинтусу змеится какой-то кабель, у стены – стандартная советская батарея. Хорошо хоть, люстра еще до революции была с толком переделана из газовой в электрическую: Юсуповы, самая богатая семья Российской империи, успели электрифицировать свои дворцы. Малахитовая гостиная благодаря своим знаменитым каминам выглядит презентабельно, зато в Розовой гостиной уже тридцать лет стоят леса и ремонт никак не закончится. По счастью, сохранились все старинные зеркала, в том числе – на главной лестнице, со знаменитой пробоиной от артиллерийского снаряда, прилетевшего во дворец в 1941 году.

По словам Юрия Мудрова, дворец вполне пригоден для съемок фильмов в исторических интерьерах.

«Но если и снимать здесь кино, то оно должно быть посвящено непосредственной владелице, Зинаиде Юсуповой. В ее биографии было немало интересных страниц», – отметил директор музея.

Ни для кого не секрет, что прочая деятельность – концерты хористов и реставрационный музей – затраты на реконструкцию не окупят никогда. Что делать, чтобы это все-таки произошло, дирекция музея будет решать позже.

Закрыть