• Анна Домрачева

Влюбленный в космос: как петербуржец превращает свою дачу в обсерваторию

А у себя в квартире Алексей Николаев создал космический музей

– Алексей, откуда у вас такая тяга к космосу? В детстве хотели стать космонавтом?

– Не помню, кем я мечтал стать в детстве. Но лет с десяти я увлекся журналами «Техника – молодежи» и «Наука и жизнь», а также чтением фантастических книг таких авторов, как Иван Ефремов, Аркадий и Борис Стругацкие, Кир Булычев, Сергей Павлов, Станислав Лем, Артур Кларк. Любимой своей книгой считаю «Люди как боги» Сергея Снегова. Невероятные фантастические приключения, экспедиции звездных кораблей к далеким звездным системам, научные открытия, люди будущего – все это и определило мою любовь к космической тематике. Несколько позднее к чтению фантастики добавилось увлечение космической музыкой – я слушал Space, Rockets, J.M. Jarre, Kraftwerk, Pink Floyd, «Зодиак», Эдуарда Артемьева.

Да, я очень хотел связать свою жизнь с космосом, хотя и понимал, что в отряд космонавтов мне не попасть: плохое зрение, да и учился я средне. Но мне удалось поработать на большой космос! В армии я служил в НИИ ВВС им. Чкалова, на испытательном полигоне. В июле 1984 года мне удалось поучаствовать в техническом обеспечении полетов по программе «Буран». Сразу после приземления «Союза Т-12» (Джанибеков, Савицкая, Волк) космонавт Игорь Волк, который должен был стать командиром «Бурана», совершил тестовый полет на Миг-25, сымитировав посадку «Бурана». Председателем правительственной комиссии был Алексей Леонов. Сцена доклада Игоря Волка у трапа Миг-25 о выполненном полете навсегда врезалась мне в память – это было здорово!

А после службы в армии я устроился на работу в НПО «Арсенал» в цех сборки искусственных спутников Земли. Это была очень интересная работа, на самой вершине космических технологий, с командировками на другие заводы, производящие космическую технику, а также на Байконур, где довелось увидеть гавань советских звездных кораблей.

– Как родилась идея создать музей у себя дома? Внешне похоже на космическую капсулу...

– Идея создания личного космического пространства пришла очень давно, я всегда создавал уединенные пространства для работы, поскольку люблю работать допоздна, при этом не мешая своей семье. Даже когда мы жили в комнате в коммуналке, я умудрился создать отдельную комнатку в шкафу, где можно было закрыться и спокойно работать ночью за компьютером. И вот постепенно, с переездами в другие квартиры, мои космокабинеты становились все больше, сейчас это отдельная комната площадью 12 квадратных метров.

– Как отнеслись к затее родственники и друзья?

– Мне очень повезло с семьей – моя супруга и дочка полностью меня поддерживают в творчестве, а это очень важно для создания позитивного творческого настроения. Мой космокабинет идеально подходит для встреч с друзьями, поскольку сложно придумать более расслабляющую и располагающую к разговору обстановку.

– А какие функции у этого кабинета?

– Главная – это создание атмосферы позитива и творческого настроения. И это работает, тем более что все это создано своими руками, без привлечения наемных рабочих. Шестиканальный звук, стереопроектор с экраном диагональю три метра, компьютеры, блюрей и медиапроигрыватели, системы световых и лазерных эффектов, несколько видов домашних планетариев, дым-машина, беговая дорожка... И все это управляется с одного пульта.

Для написания космической музыки используются пять реальных и еще большее количество виртуальных синтезаторов. В рамках проекта «Внутреннее пространство» я уже записал семь музыкальных дисков.

Многие друзья называют мой кабинет космическим музеем и уже начали дарить экспонаты. У меня есть книги с автографами многих советских космонавтов, а также книга и фотография с подписью астронавта, побывавшего на Луне.

Сам я собираю гермошлемы высотных летчиков и реставрирую их. Один из таких шлемов, с надписью «СССР», я подарил композитору группы SPACE Дидье Маруани при встрече в 2019 году, ведь именно его неземные мелодии побудили меня сочинять космическую музыку. Этот гермошлем сейчас в его кабинете в Париже, и композитор с большим удовольствием показывает его своим друзьям.

Еще одно из моих увлечений – создание арт-объектов, поэтому в моем космокабинете притаился ксеноморф в полный рост из фильмов «Чужие». А недавно я закончил сборку двухметрового робота из фильма «Судья Дредд».

– В Интернете пишут, что и дача у вас космическая.

– Это так. Строю отдельную двухэтажную обсерваторию, сейчас закончил отделку первого этажа, планирую в этот сезон закончить второй этаж, решил там переделать открывание крыши. Дизайн будет, как в космокабинете. Но там еще много работы – заполнение пространства арт-объектами, проекторами, подсветкой, звуком.

– Расскажите, приходили ли к вам в гости космонавты.

– Нет, космонавтов в гостях еще не было. Но часто бывают популяризаторы космоса, музыканты и художники. Как я уже говорил, атмосфера космокабинета располагает к общению творческих людей.

– Вы много рисуете. Это ваша основная профессия?

– По основной профессии я инженер электросвязи. Работаю в крупном учреждении и занимаюсь обслуживанием всех слаботочных сетей. Рисунки в стиле ретрофутуризм – это одно из увлечений в свободное время. Началось это еще в детстве, с рисунков шариковой ручкой и гравюр на дереве. Потом я перешел на рисунки с помощью программ 3D-моделирования, а теперь включил в свой арсенал и соавторство с нейросетью.

– Верите ли вы в существование иных цивилизаций, инопланетян?

– Абсолютно уверен в существовании жизни и высокоразвитых цивилизаций на других планетах. Но вся беда в том, что звезды, вокруг которых вращаются эти планеты, находятся на невообразимо огромных расстояниях от нас. И надеяться на контакт с ними вряд ли возможно. Решение проблемы преодоления таких расстояний возможно лишь при совместных усилиях всего человечества. Но, к сожалению, сейчас все меньше людей устремляют свои взгляды и надежды в космос.

– Самое, по вашему мнению, большое открытие, связанное с космосом? Чему вы удивились, может, больше всего?

– Думаю, что самое большое открытие, связанное с космосом, еще впереди. Очень сложно выделить одно – слишком много было событий и открытий, но из наиболее значимых для меня – это полет Юрия Гагарина, первые люди на Луне и форпост человечества в космосе, то есть Международная космическая станция.

– Есть ли у вас телескоп? Наблюдаете ли вы за звездами?

– Астрономия – одно из моих увлечений. Свой первый телескоп с объективом из очковой линзы собрал еще в 1980 году. Сейчас использую астрономический бинокль и рефлекторы – системы Ньютона и системы Максутов-Кассегрен с автоматической наводкой и слежением.

– Про книги и музыку вы уже говорили, а любите ли вы фильмы, связанные с космосом?

– Моя любовь к кинофантастике началась в детстве с советских фантастических фильмов «Планета Бурь», «Мечте навстречу», «Туманность Андромеды», «Москва – Кассиопея», «Большое космическое путешествие». Кстати, совсем недавно мне удалось поговорить с Еленой Метелкиной, исполнительницей роли Нийи в фильме «Через тернии к звездам». Я поблагодарил ее за прекрасные кинообразы. И уже гораздо позже я записал в список своих любимых фильмов «Космическую Одиссею», «Чужие», «Звездные войны», «СтарТрек», «Аватар».

– Каким вы видите будущее нашей планеты?

– Несмотря на взлеты и падения, непонимание и кризисы, я верю в разум, науку и светлое будущее человечества. Мы наведем порядок на своей планете, сможем победить неизлечимые болезни, построим города будущего на разных планетах и, открыв законы пространства и времени, отправим экспедиции к далеким звездам, где, возможно, повстречаем братьев по разуму. Все это может стать нашим будущим, если мы этого захотим! Ну а пока разрешите поздравить всех с праздником звездных мечтателей – Днем космонавтики!