Сергей Морозов: «Драматург угадал вибрацию русской души»
Существует такое выражение: Островский – кормилец театров. Потому что он был и остается тем драматургом, пьесы которого чаще других ставили на просторах Советского Союза и ставят в России. Почему так? Наверное, потому, что им была угадана какая-то вибрация русской души. То, что всегда будет волновать человека. Он смог написать тексты, которые прошли сквозь время.
Моя режиссерская практика, связанная с Островским, достаточно объемна и имеет широкую географию. Но в спектакле театра «На Литейном» «Мудрецы» по пьесе «На всякого мудреца довольно простоты» я впервые позволил себе перенести время действия в современность. Кто-то из зрителей даже прокомментировал, что «время действия – завтрашний день».
На нашем спектакле публика испытывает два шока. Первый: почему герои Островского действуют в сегодняшних реалиях? И второй: зрители не могут поверить, что эти тексты написаны более полутора веков назад.
Текст оригинала не менялся. Это было моей принципиальной позицией. И когда зрители возвращались домой и открывали книжку, они убеждались, что эти тексты в исполнении сегодняшних артистов звучали не то что современно, а архисовременно.
Островский – это не только социальные темы и ощущение времени, под которое человек вынужден быстро подстраиваться. В своих пьесах он еще и чрезвычайно чувственен. И эта его сердечность нашла отражение в «Горячем сердце», которое до сих пор является одной из важнейших пьес как для меня, так и для российской драматургии в целом.