Александр Чепуров: «Островский был очень разным»
– Александр Анатольевич, в чем, на ваш взгляд, причина того, что пьесы Островского, написанные в позапрошлом веке, так востребованы и сегодня?
– Потому что он создал русскую человеческую комедию. Если Бальзак создал французскую, то Островский – русскую. Он показал широкую картину русской жизни и разные слои общества. Собрание человеческих типов, характеров, особенностей темперамента, менталитета. То есть если мы говорим, что Пушкин – это энциклопедия русской жизни, то Островский – трижды энциклопедия. Вот поэтому каждая эпоха, которая обращается к его творчеству, обязательно находит в нем что-то важное и новое для себя.
– Скажите, каким был его путь на сцену?
– Прежде всего Островский был новатором – как бы мы сказали сегодня, авангардистом. Вместе с молодыми людьми из Артистического кружка он мечтал перевернуть театр. На его взгляд, он должен был очень точно отражать современную реальность взамен театральной, которую они считали искусственной, не соотносящейся с жизнью.
Согласны с этим были не все. Поначалу некоторые считали Островского даже маргинальным писателем. Автором, который привнес в свои пьесы совершенно не литературную лексику, а лексику московского купечества, разных слоев населения невысокого ранга.
В 1850 году Николай I в ответ на жалобу купцов запретил постановку и переиздание пьесы «Свои люди – сочтемся», или «Банкрот», и за автором был установлен полицейский надзор. А, например, знаменитый артист Малого театра Михаил Щепкин говорил, что драматургия Островского грязна, его пьесы нельзя показывать и речь произносить со сцены, потому что это нарушает нормы русского языка и не соответствует канонам высокого искусства.
– И сколько времени понадобилось для того, чтобы Островский стал одним из самых репертуарных авторов русского театра?
– Прошло около десяти лет между тем, как начал он писать, и тем, как его пьесы стали появляться на сцене. Только в 1853 году они были поставлены, тогда как написал он их в середине 1840-х годов.
И русский язык обогатился той лексикой, которая пришла от самых широких слоев населения. То, что еще вчера казалось маргинальным, было признано отображением жизненной реальности.
Островский стал одним из самых популярных авторов. Его пьесы заняли едва ли не 80 процентов репертуара русского театра.
– Говоря об Островском, многие представляют немолодого человека в домашнем халате – таким он предстает на одном из самых известных его портретов. А каким он был на самом деле?
– Конечно, притяжение к дому у него было сильным.
Но он с удовольствием путешествовал, знал языки, был замечательным знатоком европейской драмы и успешным переводчиком. Причем не только современной, но и классической драматургии. Он был человеком очень любознательным и широко образованным, открытым миру. Например, есть фото, где он с тросточкой, в цилиндре и визитке стоит на фоне парижского кафе.
Островский мог быть элегантным и светским. Его брат занимал пост министра императорского правительства, и драматург был своим человеком в высшем обществе. Его любил Александр III, который считал его лучшим драматургом.
Он состоял в благотворительных обществах и помогал своим коллегам и другим людям.
Этот человек был очень разным. Мне кажется, таковым вообще было одно из свойств его натуры. Именно поэтому в его пьесах представлены люди совершенно разных слоев. И он очень достоверно изображает их.
– Правда, что в Александринском театре были поставлены все его пьесы?
– Да, все его пьесы игрались на нашей сцене, и многие из них – впервые.
Вообще Островского как бы делили между собой Москва и Петербург. Одни его пьесы сначала игрались в нашем городе, потом в Малом театре. Другие, наоборот, игрались в Малом театре, а потом в Александринском.
Получилось так: в Москве дом Островского, а в Петербурге – площадь Островского. И это не случайно. Потому что Александр Николаевич чувствовал себя здесь как дома.
Но Петербург Островского очень отличается от его Москвы. Если московский период погружен в быт, в характеры, в неспешное течение русской жизни, то петербургский – очень театральный, динамичный. Здесь яркие, почти масочные характеры, что хорошо видно в истории русского театра.
Есть знаменитая история постановки пьесы «Таланты и поклонники», которая специально готовилась к бенефису примадонны Александринки Марии Савиной. Мария Гавриловна, которая играла Шурочку Негину, например, считала, что комнаты ее героини недостаточно точно обставлены. И она сама ездила в Круглый рынок на Мойку и там покупала мебель для декораций комнат своей героини. Так вот, этот гарнитур до сих пор сохранился в Александринском театре. Савина считала, что обстановка должна быть именно такой. Она отождествляла себя со своей героиней. Это было такое личностное отношение к пьесе Островского.
– Можно назвать те его произведения, которые имели самый громкий успех?
– Да, можно сказать, что определенные пьесы выделялись. Скажем, «Гроза» была одной из самых популярных пьес. Хитами, как мы бы сегодня сказали, стали «Бесприданница», «Таланты и поклонники», «Без вины виноватые».
Менее популярными были его исторические пьесы, хотя ту же «Василису Мелентьеву» очень любили.
При этом почти все пьесы Островского были равномерно представлены в русском репертуаре.
– А за рубежом нашего Островского знают, ставят его пьесы?
– Конечно. Пьесы нашего драматурга входят в репертуар многих мировых театров. Чаще всего за границей ставят «Горячее сердце», «Грозу». Но самая популярная пьеса – «Лес». Может, еще и потому, что всем памятен спектакль Всеволода Мейерхольда, который вывозился за пределы России. «Лес» и сегодня чаще всего играют на зарубежных сценах.
Когда в 2003 году наш знаменитый режиссер Петр Наумович Фоменко ставил спектакль «Лес» в парижском театре «Комеди Франсез», там была такая сцена: Несчастливцев (один из главных героев пьесы. – Ред.) кидал в зал бумеранг и ловил его уже из суфлерской будки. И зрители, и критики Франции говорили: как это замечательно! Это символическая сцена. Бумеранг, который вылетел со сцены «Комеди Франсез» и облетел весь зал, словно возвращался из России в виде Островского. Ведь Александр Николаевич воспринимался там «русским Мольером».
Те традиции – сатирического, комического, драматического театра, – которые Островский воспринял из мировой драматургии, он наполнил российским содержанием и вернул в мировое сообщество театров. Вот в этом его историческая роль.
ФАКТ:
Александр Чепуров – российский театровед, доктор искусствоведения. С 2011-го по 2017 год он был ректором Российского государственного института сценических искусств. Удостоен звания заслуженного деятеля искусств РФ, лауреат театральной премии имени Константина Станиславского.