Яндекс.Метрика
  • Эльвира Романова

Врасплох не застали: как российские компании обеспечивают импортозамещение цифровых технологий

О том, как на требования времени отреагировали разработчики софта, «Петербургскому дневнику» рассказал операционный директор компании IFellow Илья Парамонов

В российской IT-индустрии наступает эра тотального импортозамещения. О том, как на требования времени отреагировали разработчики софта, «Петербургскому дневнику» рассказал операционный директор компании IFellow Илья Парамонов.

– Новая, активная фаза импортозамещения длится почти год. Можно ли уже подвести некоторые итоги?

– За этот год определились компании, которые точно идут в историю импортозамещения, и компании, которые с этим решением не торопятся. Например, частные крупные банки имеют обходные пути решения, и вопрос смены программного обеспечения у них стоит не остро. Он возникает только, если необходимо заменить оборудование или специфическое ПО. Другие компании поняли, что им нужно замещаться в ключевых моментах – операционные системы и пакет Microsoft Office. То же самое касается продуктов Atlassian (используются в крупных компаниях для управления бизнес-процессами, базами знаний, разработкой, тестированием и др.). То есть сейчас этап выбора решений – за прошедший период мы пробовали разные варианты, смотрели, какие продукты лучше, какие хуже. Думаю, что во второй половине текущего года начнутся реальные проекты по внедрению импортозамещающих систем.
Отдельная история с компаниями, деятельность которых связана с критической информационной инфраструктурой (КИИ) – тут свои правила, регулируемые законодательством Российской Федерации.

– Каковы основные критерии выбора у компаний при импортозамещении?

– Очень важно внедрить новое ПО с наименьшими трудозатратами. Это значит, что объем интеграции должен быть минимальным. Если говорим о Microsoft Office, основная часть работы здесь – интеграция с внутренними системами, написание скриптов и так далее. Поставить лицензии – задача несложная, а вот сделать так, чтоб работало, – это труднее. Второй пример – продукты Atlassian, это же, по сути, конструктор, на котором строится автоматизация бизнес-процессов, и огромное количество дополнительных плагинов, которые тоже необходимо переписывать.

– Какие решения сложнее всего заменить или для чего еще нет альтернативы?

– Если я скажу, что альтернативы нет, я буду на стороне западных вендоров, чего бы не хотелось. Варианты есть, вопрос в трудоемкости внедрения. Но за полтора года мы шагнули далеко вперед, сейчас есть направления, которые поддаются замене, – понятно, как быть с роботизацией, системами формирования отчетности, появился ряд продуктов, замещающих Teams и Zoom.

– Вы упомянули банковскую отрасль – как она проходит этот период? За счет чего им удается не останавливать процессы на фоне санкционного давления?

– Ограничений все больше, и банкам становится сложнее. Но уровень цифрового развития нашей банковской отрасли существенно выше, чем в европейских странах или США, – по качеству банковских услуг, их доступности и технологиям, которые используются. В первую очередь за счет компетенций специалистов – и в самих банках, и у вендоров (поставщиков). И банки не были захвачены нынешней ситуацией врасплох: они думали о возможных сценариях последние годы, за это время были внедрены определенные решения. Все понимали, что система может в моменте перестать работать, поэтому сыграли на опережение. Яркий пример тому – Национальная система платежных карт. Что бы мы сейчас без нее делали? Именно благодаря ей в масштабах страны люди могут как прежде использовать банковские карты, несмотря на уход Visa и Mastercard. Но этим проектом начали заниматься сильно раньше.

– Какие решения наиболее значимы для банков в плане импортозамещения?

– Критично оборудование, техническая поддержка сейчас труднодоступна – а оно выходит из строя, требует замены. Упомянутый уже Microsoft Office – альтернатива этому пакету все же будет необходима. Специфическое ПО, такое как SAP и SAS, – это большие платформы, автоматизирующие процессы внутри банков и касающиеся процессов по предоставлению банковских услуг, – но к практическим шагам пока еще не приступали. Понятно, что банки работают над решением этих задач. Продолжится и работа по замещению Atlassian.

– Почему банки отечественным продуктам иногда предпочитают open source решения (ПО с открытым исходным кодом, которые можно использовать без нарушения авторских прав)? «Сбер», в частности, внедряет свой Linux на основе open source.

– Для «Сбера» в принципе характерна история, при которой пишутся собственные решения, – и роботизация, и ОС, даже были разговоры о базах данных. Предположу, это часть их программы развития. Open source решения действительно часто используют – это же всего лишь ядро, некий модуль, на который навешивают нужный функционал. Это сильно сокращает трудозатраты по разработке. Плюс это сообщество – доступны лучшие имеющиеся практики. Благо в корпорации есть специалисты с нужной квалификацией – можно взять ядро и на его базе написать то, что нужно. А если делать с нуля, это займет гораздо больше времени.

– А можно ли тогда ожидать появления вендоров, принадлежащих банкам? Например, «Сбер» внедрит Linux, оттестирует его и начнет продавать.

– Конечно, можно. Ведь, кроме топ-5 банков с огромными ресурсами, есть и другие игроки, которые смогут это повторно использовать. И речи о конкуренции здесь не идет, разные весовые категории – другим банкам сложно называть «Сбер» противником. Финтех вполне может объединиться вокруг лидеров отрасли в этом случае. Не все банки готовы тратить колоссальные средства на создание подобных проектов, поэтому если кто-то из первой пятерки решит развивать этот сегмент, кооперация вполне возможна.

Реклама. ООО «АЙФЭЛЛ»