Яндекс.Метрика
  • Юлия Николаева

Хирург-онколог Эльдар Топузов: «Мы победим рак, когда узнаем причины его возникновения»

Главный врач Городского клинического онкологического диспансера, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой госпитальной хирургии им. В.А. Оппеля СЗГМУ им. Мечникова рассказал о том, какие анализы помогают повысить выживаемость от злокачественных новообразований
Фото: Дмитрий Фуфаев/ «Петербургский дневник»

Профессия онколога – одна из самых честных, потому что репутация врача пропорциональна количеству спасенных жизней. В этом убежден главный врач клинического онкологического диспансера Эльдар Топузов. В своем кабинете он показывает нам видео операции по удалению опухоли груди весом в 16 килограммов. Женщина долго не решалась обратиться к врачу, опасаясь смертельного приговора, но доверилась врачу и победила болезнь. Таких историй и наблюдений более чем за тридцать пять лет работы накопилось немало.

В беседе с «Петербургским дневником» Эльдар Топузов рассказал, от чего зависит выживаемость от рака, можно ли самостоятельно найти опухоль и как врачи справляются с необходимостью говорить неутешительные диагнозы пациентам.

Профилактика спасает жизни

– Эльдар Эскендерович, в России тема онкологии все еще табуирована, люди боятся о ней не только говорить, но даже думать. Почему надо напоминать о заболевании?

– В мои студенческие годы рак третьей и четвертой степени считался неизлечимым, но сегодня наука и практика шагнули далеко вперед – появились новые представления о биологии онкологических заболеваний, что привело к разработке современных методов лечения.
Скажем, если еще в 80-е годы при раке молочной железы использовали три схемы терапии, то сегодня – множество вариаций, в том числе врачи стали применять более широкий спектр препаратов, включая таргетные. То есть препараты, которые выявляют и уничтожают раковые клетки, практически не нанося вреда здоровым тканям. Более того, мы научились лучше диагностировать опухоли на ранних стадиях, а значит, увеличили выживаемость.

Безусловно, людей пугают онкологические заболевания – они занимают второе место по летальности после сердечно-сосудистых заболеваний. Правда также в том, что инфаркты и различные патологии сосудов – не менее страшные заболевания, просто люди умирают от них быстрее и неожиданнее.

Например, сейчас мы совершенно точно знаем, что рак шейки матки до 90 процентов случаев вызван несколькими онкогенными типами вируса папилломы человека. Это означает, что профилактика ВПЧ уменьшит риски заболеть. Некоторые страны до 60 процентов снизили уровень заболеваемости этого типа рака только потому, что стали прививать девочек (до начала половой жизни) от вируса папилломы человека.

Кстати, взрослым женщинам при отсутствии вируса папилломы человека тоже нужно делать прививки. А при его наличии необходимо его лечить. И чем больше мы все будем говорить о причинах возникновения рака, методах его профилактики и лечения, тем выше будет выживаемость после диагностики заболевания. Вся же проблема онкологии в том, что мы не знаем причины возникновения опухоли. Как только узнаем, появится шанс полного выздоровления от злокачественных новообразований. Но произойдет это, к сожалению, не скоро.

– Насколько доступна онкологическая помощь в Петербурге?

– На сегодняшний день в городе сформирована сеть центров онкологической амбулаторной помощи (ЦАОП) из 18 учреждений, которые есть в каждом районе. Все они оснащены современным оборудованием, где проводят лабораторные исследования, УЗИ, биопсию, дерматоскопию, компьютерную и магнитно-резонансную томографию и маммографию. Обращение за помощью в ЦАОП сокращает сроки постановки диагноза пациентам с подозрением на онкологическое заболевание и ускоряет начало терапии пациентам с уже подтвержденными злокачественными новообразованиями.

Фото: Дмитрий Фуфаев/ «Петербургский дневник»

– Онкологов хватает в Петербурге?

– Хороший и важный вопрос. Ординатуру заканчивают многие, но не все хотят идти работать в первичное звено. Все мечтают попасть сразу в операционную с золотым скальпелем и красиво спасать жизни. Но так в жизни не бывает. Нужно получить опыт – пройти так называемую школу молодого бойца, как в любой профессии. Онкологов в городе много, но на районном уровне их не хватает.

От рака не застрахован никто

– Курение является одним из главных провоцирующих факторов развития рака и многих других заболеваний. Вроде бы все об этом знают, но снижения числа курильщиков мы не наблюдаем. Даже наоборот, их число среди женщин выросло за последнее время. Почему?

– Курение провоцирует в первую очередь рак легких и даже рак молочной железы. Опасность представляют также вейпы, которые некоторое время начали пропагандировать как относительно безопасные. И вот эта кажущаяся безопасность привела к увеличению числа курильщиков, особенно среди женщин.

Но что по факту? В электронных сигаретах меньше смол, но есть никотин, есть глицерин, который не менее вреден, чем никотин. В результате курения вейпов увеличилось количество случаев фиброза легких, который зачастую приводит к летальному исходу. А в дальнейшем нам еще предстоит оценить влияние глицерина на детородную функцию.

– Существует ли профилактика рака? Все врачи советуют заниматься спортом, правильно питаться и больше двигаться – соблюдая эти простые правила, можно ли быть уверенным, что не заболеешь раком?

– Никто не застрахован от рака, даже ЗОЖники. Но здоровый образ жизни – занятия физкультурой, соблюдение диеты, уменьшение потребления алкоголя – снижают риски возникновения злокачественных новообразований. Наиболее эффективной мерой для профилактики по-прежнему остаются диспансеризация, профилактические осмотры и скрининги.

– Вообще, можно ли назвать группу риска или мы все обязаны регулярно делать анализы?

– Человек может унаследовать некоторые генетические мутации, которые увеличивают риск возникновения рака. Все мы помним историю Анджелины Джоли, которая сделала мастэктомию обеих грудей: она является носителем гена, который в 87 процентах случаев вызывает рак груди. Но вообще, это спорный вопрос, насколько актуально делать такую операцию, потому что опухоль может развиться в довольно позднем возрасте, до которого человек иногда не доживает.

В любом случае женщине нужно сделать генетический анализ генов BRCA, если у матери выявили рак молочной железы. Причем рекомендуется делать анализ в возрасте 40-45 лет. Известно также, что каждый десятый случай рака толстой кишки связан с наследственными мутациями. В таком случае сыну или дочке рекомендуется сделать профилактическую колоноскопию за десять лет до возникновения опухоли у родителей. Обнаружили опухоль у родителей в 50 лет, значит, стоит провести диагностику в 40 лет. Конечно, все это относится к методам ранней диагностики, а не профилактики. Это приводит к раннему выявлению злокачественных новообразований и, как следствие, дает высокие шансы на излечение.

Фото: Дмитрий Фуфаев/ «Петербургский дневник»

– Дайте совет женщинам и мужчинам – как следить за своим здоровьем?

– Женщинам старше 40 лет рекомендуется раз в два года делать маммографию, а мужчинам старше 45 лет – сдавать анализ PSA (ПСА) ежегодно с профилактической целью. Исследование позволяет выявить новообразование на ранней стадии, что значительно повышает шансы на успешный исход. А вот рентгеновские исследования легких нужно делать всем, особенно курильщикам.

Произнести диагноз – это искусство

– Можно ли самостоятельно понять, что у тебя рак?

– Некоторые симптомы человек может определить самостоятельно. Например, уплотнения в груди, увеличение или потемнение родинок на теле, появление крови в кале... Но, к сожалению, большинство заболеваний человек самостоятельно диагностировать не может, пока они не перешли в третью или четвертую стадию.

Так, в более поздней стадии диагностируется опухоль поджелудочной железы: человек стремительно худеет, появляются боли. Также человек не может самостоятельно распознать рак желудочно-кишечного тракта, пока опухоль не выросла и не стала давать симптоматику, и этот список можно продолжить.

– Как вы относитесь к скринингам и анализам на онкомаркеры?

– Скрининги как раз и нужны для того, чтобы диагностировать те виды рака, которые самостоятельно человек выявить у себя не может. Самые популярные – скрининги рака молочной железы, прямой кишки, некоторые опухоли кожи, также дискутируется вопрос целесообразности компьютерной томографии как скринингового метода для обнаружения рака легких. Могу сказать, что во время пандемии коронавирусной инфекции рак легких на ранней стадии мы диагностировали гораздо чаще, чем в доковидный период, потому что всем пациентам стали делать компьютерную томографию. И таким образом случайно обнаруживали опухоли.

Теперь о маркерах: это, безусловно, шаг вперед в науке и клинической практике, но только в тех случаях, когда речь идет о прогнозе рецидива рака. А вот эффективности для достоверного выявления рака они не показали, поэтому не могут быть рекомендованы для первичной диагностики. Поэтому не стоит поддаваться уловкам некоторых коммерческих клиник и сдавать всевозможные виды анализов на онкомаркеры в качестве единственного метода выявления злокачественных новообразований: это дорого и неэффективно.

– В России и мире сохраняется серьезная ситуация с коронавирусом. Вирусы вообще провоцируют рак?

– Мы не заметили увеличения количества онкологических заболеваний из-за пандемии, наоборот, благодаря ковиду некоторые виды опухоли мы стали диагностировать раньше. Но вообще, вирусная природа рака не доказана, иначе все онкологи умирали бы от рака. Мы каждый день общаемся с онкологическими больными, режемся, колемся, но повышенной заболеваемости среди онкологов нет. Правда, одно исключение все-таки есть: вирус папилломы человека. Он передается половым путем и может вызвать развитие рака шейки матки.

– Как врачи справляются с необходимостью говорить неутешительные диагнозы пациентам? И как правильно это делать?

– Произнести диагноз – это искусство. Одного нужно успокоить, утешить, чтобы человеку даже в голову не пришло обратиться к экстрасенсу или к народным методам лечения. К сожалению, такие случаи тоже бывают. Другому человеку надо иногда сказать жестко, что, мол, не мы должны уговаривать тебя лечиться, а ты нас. Говорить о раке всегда нелегко. Нужно настроить человека на химиотерапию, объяснить, что он облысеет или появятся другие побочные эффекты. Или сообщить о том, что ему предстоит зачастую калечащая операция. За длительную практику у меня выработалось глубокое убеждение, что врач-онколог должен стать для пациента его главным психологом.