Валентина Матвиенко о Льве Зайкове: «Он знал подлинную жизнь»
Я всегда с глубоким уважением вспоминаю Льва Зайкова, он был человеком достойным, ответственным, в высшей степени порядочным. По своему потенциалу он абсолютно точно личность государственного, всесоюзного масштаба, и неслучайно во второй половине 1980-х Лев Николаевич был востребован на руководящей работе в Москве, где внес огромный вклад в укрепление обороны и могущества Советского Союза.
Но в моей памяти он остается прежде всего ленинградцем. Здесь, в нашем городе, результаты его работы очевидны, и время их не обесценивает. Это касается не только промышленности, но и развития Ленинграда в целом, транспортной инфраструктуры, того, что сейчас принято называть городской средой.
В первую очередь вспоминается способность Льва Зайкова отдавать себя делу, которому служил, на сто процентов и полное, детальное погружение в ту тему, которой он занимался. И еще хочется отметить: Лев Николаевич не относился к кабинетным руководителям, которые делали карьеру, переходя из кабинета в кабинет, не видя реальной жизни. Он знал настоящую жизнь. Знал, как работает станок, цех, завод, он понимал основы промышленного производства, чувствовал их, как говорится, на кончиках пальцев.
При этом звание Героя соцтруда Льву Николаевичу было присвоено еще в 1971 году, когда он никаких высоких постов в советской иерархии не занимал, а работал на ленинградском предприятии. Много лет спустя, выступая на XXVIII съезде КПСС, он подвел итоги своей деятельности за полвека и сказал: «Мы работали честно и добросовестно, и мне не стыдно смотреть людям в глаза».