Искусство «лечить»: как в Петербурге ремонтируют корабли
165 лет назад был основан Кронштадтский морской завод – одно из важнейших предприятий не только для Петербурга, но и для всего отечественного мореплавания. «Петербургскому дневнику» стало известно о планах завода по расширению производства и выпуску новой продукции.
Его основной профиль работы – ремонт военных кораблей и судов. На деле же завод выполнял и выполняет заказы не только по ведомству ВМФ. Поэтому по «биографиям» свыше 10 000 стальных «пациентов», которые прошли через доки этого предприятия за более чем полуторавековую его деятельность, можно проследить историю не только становления российского флота (от первых броненосцев до первых атомоходов), но и укрепления авторитета отечественной промышленности на международном уровне.
Экспонаты и практическая польза
Скажем, уже в начале прошлого столетия многие корабельные узлы и механизмы, выпускавшиеся на заводе, благодаря высокому качеству их производства и прогрессивным инженерным решениям, активно закупались для флотов других стран. Заодно прославив и само предприятие далеко за пределами России.
Впрочем, продукция завода иной раз оказывалась крайне полезной и для «сухопутных» жителей самого Кронштадта. К примеру, именно здесь отливались из чугуна те самые «чушки», благодаря которым появилась одна из ярких местных достопримечательностей – знаменитые чугунные мостовые. Сегодня, правда, от этого великолепия остались (после Великой Отечественной войны) всего два фрагмента – на Якорной площади и на Петровской улице. Но мало кто знает, что есть еще и третий – на территории Морского завода. Причем это мощение в отличие от сохранившегося в городе ни разу не реставрировалось.
Зато другие уникальные исторические раритеты на заводе – вместительные сухие доки прошли не так давно полную реконструкцию. Ведь они не только не утратили своего значения для нужд предприятия, но и, наоборот, стали еще более востребованными. И это при том, что в мире таких инженерных сооружений, да еще действующих, осталось буквально наперечет. Здесь же их четыре (!). Николаевский (сегодня им. Сургина) был построен в 30-е годы XIX века, Константиновский (Памяти трех эсминцев) – открыт в 1876 году, Александровский (им. Митрофанова) – в 1896 году, и самый большой Алексеевский (им. Велещинского) – в 1914 году.
«Да, в свое время на строительство этих доков было затрачено немало сил и средств, – отмечает генеральный директор Кронштадтского морского завода Анатолий Белоев. – Но зато они до сих пор работают на пользу страны, и все постоянно загружены. Тем более что по сравнению с современными плавучими доками, которые сами по себе, по сути, тоже являются судами, эти сооружения имеют ряд преимуществ. Прежде всего с точки зрения обслуживания они дешевле и проще. Ну и, конечно, в сухих доках легче и удобнее ремонтировать корабли».
Молодые морские львы
Сегодня Кронштадтский морской завод входит в структуру государственного холдинга АО «Объединенная судостроительная корпорация» и является головным судоремонтным предприятием, обслуживающим Балтийский флот. В среднем в год здесь проходят сервисное обслуживание порядка 150 кораблей. И при этом всегда еще один корабль находится в заводском капремонте, который обычно длится около трех лет. А ведь еще лет 10 назад это почтенное предприятие находилось в тяжелом кризисе, а территория завода напоминала сталкерскую зону.
«На сегодняшний день мы достаточно устойчиво стоим на ногах, и у нас хорошая репутация, – подчеркивает Анатолий Белоев. – Наша загрузка постоянно увеличивается. К примеру, уже в течение двух лет мы получаем заказы еще и от Северного и Черноморского флотов. Ремонтируем как надводные корабли, так и подлодки. Проводим также работы, связанные с ремонтом вооружения и радиотехнических средств. И хотя для этого мы привлекаем контрагентов, но все равно вся ответственность лежит на нас. И мы не подводим. Вот, к примеру, в скором времени сдадим точно в срок большой десантный корабль».
Немаловажно еще и то, что на предприятии огромное внимание уделяют работе с кадрами, в буквальном смысле воспитывая для себя новую смену. Что хорошо видно, скажем, на примере одного из основных цехов завода – электротехнического (ведь электрооборудование – нервная система любого корабля). «У нас примерно 20% сотрудников – молодые ребята от 22 до 36 лет. И у каждого из них есть свой наставник, который передает им опыт, знания, мудрость, – делится начальник электротехнического цеха №10 Алексей Бороздыкин. – А работа у нас ведь очень сложная: нужно перебрать всю корабельную электрику, заявленную в ремонт. Причем в некоторых узлах могут быть сотни деталей. Но надо видеть счастливые, как у детей, лица рабочих, когда после их долгих трудов достигнут результат, и все начинает бесперебойно работать. Особенно приятно смотреть на результат своей работы во время военно-морских парадов. Да-да, мы и для них готовим корабли. Там всегда очень много новых вводных. Но в итоге все всегда остаются довольными: и мы, и зрители, и экипажи. Кстати, наши ребята довольно часто дают советы морякам по эксплуатации оборудования, и те им за это очень благодарны».
По словам начальника цеха, молодежь привлекает не только интересная работа и почти семейная атмосфера, но и стабильность и перспективы. Ведь у сотрудников всегда есть возможность для роста, скажем, стать бригадиром или мастером. А заодно и освоить поступающее на завод самое современное оборудование.
«Самое главное, что оно в нашем цехе исключительно отечественное, – отмечает Алексей Бороздыкин. – К примеру, у нас теперь есть стенд для испытания электрических машин, где все показатели и характеристики выводятся в цифровом виде на монитор. Остается только по окончании испытаний получить из принтера готовый акт. В общем, похоже на проверку современного авто на СТО. Но там человеческий фактор все равно свою роль играет, а у нас этот фактор сведен к минимуму».
Новый курс
Примечательно, что Кронштадтский морской завод, согласно собственным давним традициям, занимается не только судоремонтом, создавая на своей территории отдельные производства, так сказать, смежного профиля. К примеру, успешно работает цех по ремонту газотурбинных двигателей, которые сегодня используются на газоперекачивающих станциях Газпрома.
Или, скажем, в одном из отреставрированных исторических зданий теперь расположился современный цех по металлообработке нержавеющей стали. Который тоже, между прочим, оснащен самым передовым оборудованием.
«К примеру, на станке для лазерной резки мы можем, как в каком-нибудь ателье, вырезать с высокой точностью все что угодно из металла толщиной до 25 мм, – делится слесарь-ремонтник 4-го разряда Павел Пучков. – Мне в этом цехе нравится работать, потому что из листов железа и труб можно делать различные изящные конструкции. Здесь все получается, все хорошо, все интересно. Это самый прогрессивный цех на заводе. И то, что в последнее время стало очень много работы, тоже только радует».
Тем более, что у руководства предприятия на этот цех есть далеко идущие планы. «Мы собираемся выпускать здесь металлические корабельные двери, – делится генеральный директор Кронштадтского морского завода Анатолий Белоев. – Кроме того, планируем изготавливать оборудование для рыбоперерабатывающих фабрик и металлическую мебель. Это еще одно направление, которое мы сейчас начинаем развивать. И у нас есть все возможности занять соответствующую нишу».
На волне между прошлым и будущим
Но есть у завода еще одно довольно любопытное и ответственное направление деятельности – реставрация кораблей. В частности, именно здесь свою вторую молодость получили единственный сохранившийся в стране плавучий маяк «Ирбенский» (ныне это экспонат музея Мирового океана в Калининграде), барк «Седов», парусник «Крузенштерн», ледокол «Красин» и, конечно же, легендарная «Аврора». Причем, по словам сотрудников завода, восстановление этого крейсера в 2014-2016 годах стало еще и своеобразным дополнительным толчком для переоборудования и нового этапа развития завода. Вот так причудливо переплетаются история и современность, и неизвестно, кто в ком сильнее нуждается. В данное же время заводу поручена реставрация подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол», которая станет одной из главных изюминок «Острова фортов».
А пока же в Петербурге, в Центральном Военно-Морском музее, открывается выставка «Корабелы Кронштадта», посвященная 165-летию Морского завода. В экспозиции представлены уникальные экспонаты, большая часть которых никогда ранее не покидала пределы Кронштадта, например образцы чугунного литья, заводские инструменты, предметы корабельного быта.
«Ремонтировать корабли, как правило, гораздо труднее, чем строить их, – подчеркивает Анатолий Белоев. – Вроде бы есть вся техническая документация и чертежи, но каждый раз инженерам и рабочим приходится проявлять смекалку и даже фантазию. Так что судоремонт – это настоящее искусство».