Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

Провал и триумф композитора Рахманинова в одном и том же зале

Фестиваль русской музыки XIX-XXI веков «Рахманинов и (не) его время» (6+) открылся в Санкт-Петербургской академической филармонии имени Дмитрия Шостаковича. Какую роль сыграл этот зал в судьбе великого композитора, рассказал заместитель художественного руководителя Филармонии Евгений Петровский

– Евгений Дмитриевич, у фестиваля, посвященного Рахманинову, очень необычное название. Какой смысл вы вкладывали в него?

 Обычно программа фестивалей, абонементных концертов или циклов строится по принципу «некий композитор и его время». Или: «некий композитор и его окружение». Нам же хотелось сделать фестиваль вокруг двух важных юбилеев – дня рождения Рахманинова (это 1 апреля) и 80-летия со дня его смерти (это 28 марта). И мы решили, что фестивальная программа принципиально должна быть шире, чтобы звучала музыка не только Рахманинова, но и других композиторов.

Нам хотелось расширить этот диапазон, чтобы фестиваль не ограничивался только рамками жизни композитора и его современников, а вышел за них и достиг наших дней. И это амбивалентное название, с одной стороны, дало нам возможность показать Рахманинова и его время, а с другой – представить музыку второй половины XX и двух десятилетий XXI века.

– Мне представляется, что эта частичка «не», заключенная в скобки, напоминает еще и о первых неудачах композитора. Это так?

– Тут вы правы. Убежден, что хорошее название всегда многозначно, в нем должно быть скрыто как можно больше вариантов прочтения и разнообразных смыслов. В жизни Рахманинова, на мой взгляд, не раз возникали ситуации, о которых можно сказать так: «не его время».

Первый раз – в 1917 году, когда он вынужден был эмигрировать, навсегда уехать из России. Кардинально изменилась страна, музыкальная и культурная ситуация, пришли другие композиторы – молодой Дмитрий Шостакович, русский авангард. И по сравнению с ними Рахманинов, представлявший великую русскую романтическую традицию, уже воспринимался как представитель другого, прошедшего времени.

Вторично пришло не его время, когда в последние годы своей жизни он был вынужден покинуть Европу, где начиналась Вторая мировая война, и уехать в США. Кстати, там он создал свое последнее оркестровое сочинение «Симфонические танцы».

– Не только круговерть истории была довольно сурова с Рахманиновым, но и наш город.

 Да, у него не сложилось с консерваторией. За маленьким Сережей, которому было всего девять лет, плохо присматривали. Поэтому вместо того, чтобы заниматься, он прогуливал занятия и хулиганил.

Но должен сказать, что в Московской консерватории, куда его потом перевели родители, он стал одним из лучших. И окончил ее как пианист и композитор с большой золотой медалью. Что касается Петербургской филармонии (бывшего Зала Дворянского собрания), то здесь все начиналось тоже не очень гладко. Именно
здесь потерпела фиаско его Первая симфония.

– Говорят, он так расстроился, что даже плакал где-то на лестнице.

– Об этом эпизоде оставили свои воспоминания его современники. Премьера Первой симфонии состоялась 15 марта 1897 года. Рахманинов, конечно, слушал выступление оркестра, но не в зале, а на одной из закулисных лестниц. И этот провал, совершившийся если не на его глазах, то «на ушах», был воспринят им очень тяжело. После этого он даже распорядился уничтожить партитуру, наложил запрет на ее, как он говорил, «смотрины».

Провал симфонии вообще имел трагические последствия для Рахманинова. Он практически ничего не писал в течение трех лет. Симфония оставалась неизданной, а партитура считалась безнадежно потерянной. Но благодаря Ленинградской консерватории и нашей Филармонии партитура была воссоздана по оркестровым голосам. И 17 октября 1945 года Александр Гаук продирижировал восстановленной Первой симфонией Рахманинова, не исполнявшейся до того в течение почти 50 лет.

– Не осталось ли у Рахманинова обиды на город и Филармонию?

– Нет, ведь сам зал не мог быть виноват в провале Первой симфонии. По мнению Рахманинова, виной всему были неудачная оркестровка и неудачное дирижирование Александра Глазунова. Но позже в этом зале многократно проходили его выступления как пианиста и дирижера. Например, здесь была петербургская премьера кантаты «Весна» с Федором Шаляпиным в сольной партии. Здесь же в 1913 году состоялась мировая и очень успешная премьера его вокально-симфонической поэмы «Колокола». Здесь звучали его фортепианные концерты. Трагическое непонимание Первой симфонии потом было заглажено триумфом других его произведений.

– Фестиваль закончится. Что дальше?

 Продолжатся наши образовательная и абонементная программы, посвященные Сергею Рахманинову. И в течение всего года пройдут концерты в честь 150-летия композитора.