Колыбельная для Рахманинова: где провел детство легендарный композитор
Найденные метрики
А до этого на протяжении почти столетия исследователи считали, что Рахманинов появился на свет в усадьбе Онег, находившейся в Старорусском уезде Новгородской губернии. Тем более что так считал и сам Сергей Васильевич, который упомянул об этом в своих воспоминаниях.
«Однако несколько лет назад новгородские краеведы смогли отыскать метрическую книгу, где было указано, что будущий композитор появился на свет в усадьбе Семеново того же уезда, принадлежавшей отцу Рахманинова, – делится заместитель генерального директора по экспозиционно-выставочной работе Новгородского музея-заповедника Олеся Рудь. – И крестили его в соседней деревне, о чем тоже недавно удалось узнать из записи в церковной крестильной книге».
Тем не менее именно усадьбу Онег (которую мать Рахманинова – Любовь Петровна, урожденная Бутакова – принесла в качестве приданого своему мужу Василию Аркадьевичу) можно назвать «музыкальной колыбелью» будущей всемирной знаменитости. Ведь Бутаковы были очень музыкальной семьей. К примеру, бабушка Софья Александровна являлась большим знатоком духовной музыки, и к ней постоянно обращались за советами регенты церковных хоров. Именно благодаря ей маленький Сергей Рахманинов полюбил и оценил мелодику православной службы. Очень хорошей пианисткой была и Любовь Петровна.
О чем звонят колокола?
«В своих воспоминаниях Сергей Васильевич отмечал, что его родители ссорились из-за того, кем он должен стать, – отмечает Олеся Рудь. – Отец, выходец из семьи военных, был уверен, что сын обязан надеть эполеты. Мама же считала, что судьба Сергея может быть связана только с музыкой». Горячие споры были разрешены неприятными обстоятельствами: из-за увлечения главы дома азартными играми семья оказалась разорена и пришлось продать имения Семеново и Онег. Средств для обучения сына в военном училище уже не было. И для Сергея оставался теперь один путь – поступать в Петербургскую консерваторию.
Но время, проведенное в Онеге (и, конечно, в самом Новгороде, который Рахманинов часто посещал на каникулах во время учебы в Петербурге), он считал самым счастливым в своей жизни. И нет ничего удивительного, что воспоминания о детстве и юности нашли яркое отражение в его творчестве. Например, в известном романсе «Сон» есть упоминание об огромной ели, которая росла в их имении. Глубоко символична и история появления романса «Сирень» – дом в Онеге просто утопал в кустах этого растения. Между прочим, много позднее, в своем имении в Швейцарии, Сергей Васильевич тоже развел плантации сирени.
Свои весомые музыкальные плоды дали и поездки юного Рахманинова вместе с бабушкой по новгородским монастырям. В частности, он сам не раз признавался, что колокольные перезвоны местных храмов буквально потрясали его своей мелодичностью. И творчески переработанные отголоски тех юношеских впечатлений теперь можно услышать в ставших хрестоматийными Втором фортепианном концерте, Третьей симфонии и, разумеется, в симфонической поэме для оркестра и хора «Колокола». Эти же истоки имеет и «Всенощное бдение» – другое, не менее знаковое произведение Рахманинова, хотя и считается, что оно появилось как реакция композитора на Первую мировую войну.
Сирень и музыка
Поскольку Новгород теперь можно считать своего рода дальним пригородом Петербурга, – благодаря скоростной автотрассе и современным электричкам добраться туда можно буквально за пару-тройку часов, – поклонники и ценители творчества Сергея Рахманинова могут без проблем открыть для себя этот древний город еще и с точки зрения творчества любимого композитора. Какие же рахманиновские места можно посетить?
«В первую очередь, это Десятинная улица, где был дом, в котором после продажи имений жила до своей кончины мама Сергея Васильевича, – отмечает Олеся Рудь. – Само здание, правда, не уцелело, но сохранилась удивительная и неповторимая атмосфера этой улочки, расположенной прямо в центре города. К тому же сохранился и Десятинный монастырь, в котором не раз бывал Рахманинов. Вообще всю старинную Софийскую сторону можно считать тесно связанной с его именем – он ее очень хорошо знал».
Недалеко от входа в Новгородский кремль находится памятник композитору, установленный в 2009 году. И что примечательно, его открытие было приурочено к 1150-летию этого древнего города. Причем саженцы уже разросшихся кустов сирени, окружающих выразительную скульптуру, были специально доставлены из швейцарского имения Рахманинова.
В самом же кремле, в здании музыкального колледжа, существует Народный музей, посвященный трем знаменитым композиторам, родившимся на Новгородской земле: Антону Аренскому, Анатолию Лядову и Сергею Рахманинову. В разделе экспозиции, посвященном автору всемирно известного Второго концерта для фортепиано с оркестром, в частности, можно увидеть уникальную подлинную фотографию композитора в концертном костюме, которую Любовь Петровна некогда подарила одной из своих знакомых.
Между прочим, в Новгороде на Рождественском кладбище сохранилась могила матери композитора, за которой сегодня ухаживают местные жители. А вот захоронение бабушки Сергея Васильевича до наших дней не уцелело. Ничего не осталось и от имений Семеново и Онег, которые исчезли в пламени Великой Отечественной войны. Хотя эти места все-таки посещают отдельные туристы – правда, только те из них, кто ценит еще и экстрим, ведь нормальных дорог туда нет.
«Но в администрации Новгорода есть планы восстановить Онег и сделать музей, – делится Олеся Рудь. – Сейчас же там в основном регулярно бывают только энтузиасты-краеведы, которые пытаются спасти остатки усадебного парка».
400 свидетелей
Однако у ценителей творчества Рахманинова все-таки есть шанс буквально окунуться в мир детства и юношества великого композитора: в Музее изобразительных искусств, расположенном в Новгородском кремле, с 1 апреля по 30 июля будет работать выставка «Рахманинов. Колыбель гения».
В экспозиции представлено около 400 экспонатов, среди которых, например, золотые фамильные часики матери Сергея Васильевича, подлинные документы и фотографии, касающиеся истории семьи, ноты, принадлежавшие композитору и его бабушке. А также предметы интерьера конца XIX века, с помощью которых можно представить, как выглядела детская комната Рахманинова и музыкальная гостиная в Онеге. Будут представлены и предметы, найденные на месте исчезнувшего имения археологической экспедицией Института материальной культуры.
Но, конечно, одним из главных экспонатов будет музыка Рахманинова. «Специально для нашей экспозиции мы приобрели и отреставрировали немецкий рояль Blüthner 1900 года. Такой же инструмент был у Рахманинова, и он очень дорожил им, – подчеркивает Олеся Рудь. – На выставке будут проводиться театрализованные экскурсии с музыкальными номерами, в которых наш рояль будет принимать самое непосредственное участие. Программа концертов (с участием в том числе именитых музыкантов) уже известна, и с ней уже можно ознакомиться на нашем сайте».
Кроме того, на выставке будет представлен еще один подлинный свидетель ушедшей эпохи – тафель-клавир, представляющий собой нечто среднее между роялем и фортепиано. Такие инструменты в 60-70-х годах позапрошлого века стояли в усадьбах и использовались для обучения игры на фортепиано.
«Мы хотим дать зрителям почувствовать, в какой творческой и наполненной любовью большой семьи атмосфере прошли ранние годы Рахманинова, – делится Олеся Рудь. – Без нее это была бы совсем другая личность. Ну и без Новгорода, конечно, тоже».