Яндекс.Метрика
  • Марина Бойцова

Как в Педиатрическом университете спасали на ЭКМО двухнедельного малыша с острым инфарктом

Врачи Педиатрического университета успешно прооперировали и выходили младенца с редкой аномалией коронарной артерии. Сразу после сложной операции 12-дневный ребенок был подключен к аппарату экстракорпоральной мембранной оксигенации (ЭКМО)
Как в Педиатрическом университете спасали на ЭКМО двухнедельного малыша с острым инфарктом Фото: Александр Глуз/«Петербургский дневник»

Родившийся в середине февраля малыш – третий ребенок в семье из Сыктывкара Республики Коми. У него есть 12-летний брат и двухлетняя сестра. Мама Екатерина на третий день после родов уже готовилась к выписке из роддома, как вдруг врачи сказали страшное: контрольное УЗИ показало редкую аномалию сердца, нужна экстренная операция, состояние очень серьезное.

На открытом сердце

Врачи из Сыктывкара провели экстренную телемедицинскую консультацию с коллегами из Педиатрического университета. Ректор Педиатрического Дмитрий Иванов принял решение о госпитализации пациента в клинику вуза. Самолетом восьмидневного мальчика доставили в Санкт-Петербург.

«Нас предупреждали даже, что он может не долететь. К счастью, обошлось», – рассказала мама малыша.

Диагноз мальчика звучит так: аномальное отхождение левой коронарной артерии от легочной артерии. Это крайне редкий порок сердца, который встречается в одном случае на 300 тысяч новорожденных. Без хирургического лечения такие дети обычно погибают в первые недели жизни.

«При данном пороке очень высок риск внезапной остановки сердца. У этого ребенка уже были признаки ишемии миокарда – это фактически острый инфаркт», – сообщил руководитель кардиохирургической службы Педиатрического университета Андрей Нохрин.

Состояние ребенка было очень тяжелым. Сократительная способность левого желудочка резко снизилась – сердце новорожденного, попросту говоря, не справлялось.

На следующий день после прибытия младенцу выполнили операцию на открытом сердце с применением искусственного кровообращения. Хирурги реимплантировали левую коронарную артерию пациента в аорту, тем самым восстановив нормальную анатомию сосудов.

Спасение самых маленьких

После операции ребенка подключили к аппарату ЭКМО. По словам врачей, это один из современных методов интенсивной терапии критических состояний, который позволяет дать время для восстановления функции сердца и легких.

«У нас очень большая практика использования ЭКМО, мы еще этот опыт с Центром Алмазова начинали. Летали с аппаратом ЭКМО в разные регионы, где требовалась наша помощь. Применение детского ЭКМО отличается, там особые протоколы, показания, рекомендации. В том числе для новорожденных, конечно», – рассказал «Петербургскому дневнику» заведующий отделением анестезиологии и реанимации для детей с кардиохирургической патологией клиники Педиатрического университета Евгений Тризна.

По словам доктора, часто ЭКМО в реанимации новорожденных используется в тех случаях, когда обычная ИВЛ не справляется. Например, при легочной гипертензии любого генеза, при тяжелых аспирациях.

«До появления ЭКМО при таких диагнозах была большая летальность, а ЭКМО очень спасает», – рассказал реаниматолог.

Он уточнил, что юный пациент уже из операционной выехал на ЭКМО — иначе он не смог бы даже покинуть пределы этого помещения.

«Сейчас он уже в отделении патологии новорожденных. Там за ним понаблюдают – и домой. Если осложнения не случились в первом послеоперационном периоде, то уже не случатся. Самая большая проблема – тромбозы, наш пациент получает соответствующее лечение. А по сердцу еще будет наблюдаться. В дальнейшем он должен развиваться как обычный нормальный ребенок», – говорит Евгений Тризна.

Врач уточняет, что порок сердца у малыша очень редкий: за его личную практику кардиореанимации с 2012 года детей с такой патологией было всего пятеро – один подросток и 4 новорожденных.

«Основные мои пациенты, в том числе с использованием ЭКМО, – новорожденные с пороками. Самому маленькому было всего 6 часов жизни, была тяжелая микониальная аспирация. Неонатальная реанимация – это более глубоко, чем обычная реанимация, нужны знания во всех областях, потому что тут не всегда врач другой специальности может помочь. Мы должны делать все сами, поэтому приходится очень много читать и учиться, самому писать научные работы», – рассказал Евгений Тризна.

Мама ребенка Екатерина уже прилетела в Санкт-Петербург и очень ждет встречи с сыном. Она признается, что это был самый страшный период в жизни их семьи.

«Мы благодарны врачам из Сыктывкара – за то, что вовремя поставили диагноз и перевели нас в Санкт-Петербург, и, конечно, безмерно благодарны врачам Педиатрического университета – хирургам, реаниматологам, которые спасли моему ребенку жизнь. Они делают невероятную, огромную работу», – сказала Екатерина.

Глава кардиохирургической службы Педиатрического университета подчеркнул важность ранней диагностики данной патологии и призвал беременных ни в коем случае не отказываться от УЗИ.

«Если аномалии коронарных артерий удается обнаружить у плода в ходе ультразвукового исследования, то беременная женщина получает направление на госпитализацию в Перинатальный центр Педиатрического университета. Здесь мы можем прооперировать ребенка сразу после рождения», – подчеркнул Андрей Нохрин.