«Актуальные и непростые темы»: режиссер-постановщик Тимур Кулов – о премьерном спектакле «Нос» ТЮЗа имени Брянцева
16 апреля в ТЮЗе имени А.А. Брянцева состоится премьера спектакля «Нос» по пьесе Николая Гоголя. В ролях заняты ведущие актеры театра – Дмитрий Ткаченко, Анна Лебедь, Анна Мигицко, Владимир Чернышов, Василина Стрельникова, Данила Лобов. Мы встретились с режиссером-постановщиком Тимуром Куловым, чтобы поговорить о Гоголе, одиночестве и о том, что театр должен давать своим зрителям.
– Тимур, почему вы решили ставить именно «Нос»?
– Я считаю, что, несмотря на свою кажущуюся легкость, абсурдность и явную сатиру, это произведение Гоголя таит в себе огромное количество подтекстов. Разбирать все это хитросплетение человеческих отношений, чувств, надежд, страхов – невероятно интересно. Мне захотелось заглянуть внутрь героев, вытащить из них живых людей и показать их зрителю.
– О чем будет ваш спектакль?
– Несмотря на весь комизм гоголевской истории, она невероятно трагична. Все персонажи «Носа» абсолютно несчастны и одиноки. В холодном весеннем Петербурге каждый из них тоскует по любви, по человеческому теплу, ищет и не находит их. Цирюльник Иван Яковлевич до смерти боится свою жену, которая без конца бранит его. Майор Ковалев вместе с носом теряет свою значимость, а с ней и смысл жизни. Штаб-офицерша Подточина переживает, что Ковалев не женится на ее дочке, ну и так далее. Все они застряли в некоей матрице своего бытия и никак не могут оттуда вырваться. Вот об этой странной гоголевской вселенной и пойдет речь.
– Мне кажется, это очень напоминает нашу жизнь?
– Именно. Поэтому у меня и возникло желание поговорить об этом на сцене ТЮЗа имени Брянцева – прогрессивного театра, который готов поднимать самые актуальные и непростые темы.
– Кто автор сценария?
– Я написал инсценировку по мотивам повести Гоголя. У Николая Васильевича все персонажи прописаны легкими мазками: одно-два предложения – и герой готов. Мне же захотелось погрузиться в них глубже, понять, что за люди окружают Ковалева, что это за мир, в котором пропадает Нос? Постепенно я пришел к выводу, что Нос – это некое Лихо, которое появилось в жизни героев пьесы. Природа его возникновения нам неведома. Известно лишь, что 25 марта 1835 года оно выплыло из Невы и совершенно ничего из себя не представляло. Постепенно Лихо научилось ходить, играть на музыкальном инструменте, оделось в расшитый золотом мундир и даже получило чин. Прямо на наших глазах оно смогло социализироваться и начало главенствовать над человеком. Как такое стало возможным, мы и попытаемся понять вместе со зрителями.
– Кто играет коллежского асессора Ковалева?
– Главного героя майора Ковалева у нас играют сразу два артиста. Роль Ковалева «с носом» досталась Дмитрию Ткаченко. Он создаст образ своего героя до инцидента – мужчина в самом расцвете сил, при звании и должности, завидный жених. Ковалева «без носа» сыграет Анна Лебедь. Ей надо будет воплотить Ковалева, который потерял энергию, моджо, харизму и чувствует себя маленьким и ущербным.
– А Нос отдельно у вас будет представлен?
– Обязательно. Пока не стану раскрывать всех карт, как именно у нас будет решен этот герой. Скажу только, что мы не будем делать никаких масок, никаких бутафорских носов. Кстати, Нос майора Ковалева тоже играет Дмитрий Ткаченко.
– На какую возрастную аудиторию рассчитана постановка?
– «Нос» проходят в 10-м классе школы. И наш спектакль имеет возрастной ценз 16+.
– Там будет что-то такое, чего нельзя показывать детям?
– Ничего криминального! Но некоторые моменты рассчитаны на более взрослую и осознанную аудиторию.
– Что вы хотите донести до зрителя через ваш спектакль?
– Для меня театр – это про причастность. Посмотрев спектакль, зритель должен понять, что он не один. Если ему грустно, страшно, он дезориентирован в жизни, в театре он должен ощутить, что это заботит не его одного, обрести поддержку. Прекрасно и когда, сидя в зрительном зале, человек может посмеяться над чем-то, получить заряд радости. Главное, чтобы случилось то самое волшебство – ощущение того, что мы со зрителем вместе. Я думаю, в нашем «Носе» каждый найдет что-то про себя, получит ответы на давно волнующие вопросы.
– Как будет решена сценография?
– С нами работает талантливый театральный художник Николь Клампер. Мы с ним долго обсуждали нашу историю, и он увидел ее проходящей сквозь время – от гоголевской эпохи до наших дней. В этом ключе будут решены и декорации, и костюмы. Но все это лучше увидеть, чем об этом прочитать.