Услышать голос классиков: Даниил Спиваковский выступил в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов
Накануне мероприятия «Петербургскому дневнику» удалось побеседовать с актером о роли классических произведений в современной жизни и узнать его пожелания молодежи
– Даниил Иванович, сегодня вы выступаете в необычном для театральной сцены формате – дуэте джазового пианиста и актера. Расскажите, как появилась идея создать такой жанр?
– Дело в том, что еще одна ипостась моей актерской деятельности, помимо работы в драматическом театре и съемках в кино, – это мои чтецкие программы. В Московском доме музыки уже более 10 лет существует абонемент, который называется «Классика с Даниилом Спиваковским». Я прочитал более 20 произведений русской, в том числе советской, и зарубежной классики. Причем нужно оговориться, что все инсценировки великих произведений делаю лично я сам. Никому это дело не доверяю. Кроме того, я сотрудничаю с очень многими филармониями. Работаю как с огромными симфоническими оркестрами, народными коллективами и ансамблями, так и с солирующими музыкантами. В данном случае это работа с прекрасным джазовым пианистом Евгением Борцом, очень известным в джазовом мире. Наша первая совместная программа называется «Соло на двоих», после чего появилось еще несколько программ – по рассказам Михаила Зощенко и детективной повести английского писателя Артура Конан Дойла «Собака Баскервилей». Получился такой прекрасный синтез.
– Можно ли назвать вас основоположниками нового для театральной сцены жанра?
– Сложно дать однозначный ответ. Несмотря на то что это чтецкая программа, это в то же время спектакль в полном смысле этого слова. Мы воздействуем на зрителя по законам драматического театра.
– Как вы считаете, удастся ли вам сегодня с помощью этого жанра показать студентам уже знакомые произведения любимых авторов с новой, ранее неизвестной стороны?
– Надо сказать, что, к сожалению, современных детей довольно проблематично заинтересовать чтением. Я могу судить об этом в том числе и по своим детям. Трое моих старших детей – школьного возраста, младший – грудного. Поэтому было бы замечательно, если хотя бы со сцены, в таком формате, ребята слышали великое классическое слово авторов мирового уровня – как российских, так и зарубежных. Пускай в нашем с Евгением Борцом преломлении. Его инструмент – это фортепиано. Мой инструмент – это мой голос. Помимо этого нам также важно доставить зрителям удовольствие. Поэтому произведения, которые мы будем исполнять, совершенно разные: смешные, наивные, трагические и даже страшные. Пускай зритель их услышит.
– Сегодня вы впервые выступаете в СПбГУП. Какое впечатление на вас произвел вуз?
– Замечательный университет, низкий поклон тому человеку, который вложил сюда и душу, и сердце, и финансы, что немаловажно. Без этого невозможно было бы создать такие прекрасные условия для студентов, для молодежи. Я могу только этим восхищаться и с восторгом буду всем рассказывать об этом вузе.
– Вашей основной аудиторией на этот раз станут студенты. Меняется ли в связи с этим подход к подаче материала со сцены?
– В программе ничего с учетом этого нюанса не менялось. Она такая, какая есть, и это, на мой взгляд, правильно. Программа не должна меняться под зрителя. Скорее наоборот. Сегодняшний вечер доказывает, что она интересна людям совершенно разного возраста, разных социальных слоев. Даже больше – живущих в разных странах и городах – крупных или маленьких провинциальных. Это самое главное.
– Это не единственный способ вашего взаимодействия с молодежью. Вы руководите театральной мастерской...
– Это действительно так. Я уже трижды выпускал будущих студентов театральных вузов. Точнее говоря, уже дипломированных специалистов. Но в этом году я не набирал курс, так как очень загружен своей основной профессиональной деятельностью в качестве артиста. Возможно, курс не буду набирать и в следующем году, потому что быть педагогом – это очень ответственное дело, требующее особого внимания. У меня просто физически нет на это времени. Возможно, через несколько лет мой рабочий график будет чуть полегче и тогда я вновь вернусь к педагогике.
– Какое напутствие вы могли бы дать студентам?
– Самое главное – это точно осознавать выбор профессии, которую ребята выбирают. Если этот выбор точен, если это не дань моде, не дань родительским указам и просьбам, то все получится. Если выбранное дело – это действительно их истинное представление о себе и они действительно хотят им заниматься, мечтают об этом и идут к своей цели, то их ждет успех. Они станут истинными профессионалами в выбранной ими области.