Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

Каким будет современное лицо Александринки

Почему в культурном учреждении предпочитают говорить не «гастроли», а «Дни театра», как артисты ездили в Луганск и что готовят к 10-летнему юбилею Новой сцены, рассказали руководители старейшего национального драматического театра России

Целую неделю, начиная с 1 апреля, Александринский театр будет гостить в Москве. Хотя слово «гостить» не совсем точное. Скорее, работать. Потому что артисты привезли в столицу сразу несколько премьер. И это не считая образовательной программы, которая включает в себя лекции, мастер-классы и творческие встречи.

Только премьеры

«Мы хотим показать полноценное лицо Александринского театра», – объяснил задачу его художественный руководитель народный артист России Валерий Фокин.

Он отметил, что привозить именно премьеры – принципиальная позиция театра.

«Мы везем три разные премьеры и по литературному материалу, и по идеологии», – уточнил он.

«В апреле зрители на сцене МХТ имени А.П. Чехова впервые увидят наши новые спектакли трех очень разных и по творческому опыту, и по авторскому почерку режиссеров. Но всех их роднит неожиданный, в чем-то парадоксальный взгляд на классические литературные сюжеты», – сказал худрук.

В программе Дней Александринского театра впервые в Москве покажут спектакли «Отелло», «Процесс» и «Тварь». Петербургские зрители уже успели оценить эти постановки. Очередь – за москвичами, интерес которых столь велик, что на момент публикации в продаже оставалось всего 200 билетов.

«Речь тут не просто, как это принято говорить, о смелом, современном прочтении. Николай Рощин, Аттила Виднянский, Никита Кобелев, обращаясь к большой литературе, абсолютно разными средствами утверждают на сцене первенство своего именно театрального взгляда и театрального языка», – подчеркнул Валерий Фокин.

Продолжение следует

Дни Александринского театра не ограничатся столицей. Как большой и многосоставной проект они пройдут также и в государствах-партнерах.

Директор Александринского театра, лидер проекта «Национальная театральная школа» Сергей Емельянов рассказал, что 2023 год театр открыл в городе Баня-Луке, проведя в рамках договоренностей с президентом Республики Сербской Милорадом Додиком гастроли и совместную с петербургским Музеем театрального и музыкального искусства выставку.

По завершении гастролей в Москве театр даст старт «Дням» в Петрозаводске. Затем на очереди – Улан-Удэ, где будет отмечаться 100-летие Республики Бурятия. Осенью театр планирует провести Дни Александринского театра в Ереване, Белграде и Екатеринбурге.

Большие планы

«Творческую географию мы совмещаем с реализацией всероссийского просветительского проекта «Национальная театральная школа». Образовательные резиденции в регионах страны, в Армении и Республике Сербской также легли в наши планы на 2023 год», – отметил Сергей Емельянов.

Именно он возглавил труппу во время поездки в Луганск. Артисты Псковского драматического театра, который является филиалом Александринки, показали спектакль большой формы «Пигмалион». А народный артист России, председатель петербургского отделения Союза театральных деятелей Сергей Паршин познакомил жителей региона со своим моноспектаклем.

«Будем и дальше приезжать и помогать людям переходить к нормальной жизни», – заверил Сергей Емельянов.

Первый юбилей

Важным событием ближайшего будущего станет юбилей Новой сцены. Праздновать его будут три дня, с 11 по 13 мая.

По мнению Валерия Фокина, Новая сцена – это не просто площадка, а культурно-образовательный центр, где проводятся фестивали, перформансы и показы работ молодых режиссеров. Интересная программа готовится и к юбилею.

12 мая откроют памятник Всеволоду Мейерхольду – великому новатору сцены, который 10 лет работал в Александринском театре и поставил здесь 19 спектаклей. Поэтому вполне закономерно, что теперь Новая сцена носит его имя.

«Памятник Всеволоду Мейерхольду, который будет стоять во дворе Новой сцены, очень интересный. Мейерхольд как будто идет от нее к нашей Основной сцене. Это соединение традиций и новаторства – принцип, который был главным для творчества режиссера-реформатора», – объяснил худрук.

Он подчеркнул, что новаторский дух Новой сцены очень силен. 

«Актеры старшего поколения работают на обеих сценах. Они передают опыт молодым артистам и сами не костенеют. Очень важно, чтобы у нас была гибкая, подвижная труппа», – подытожил Валерий Фокин.

Закрыть