Яндекс.Метрика
  • Владислав Вовк

Что тебе снится, площадь Восстания: архитектура, которая осталась на бумаге

Привычное для глаза пространство одной из ключевых площадей нашего города не раз могло измениться до неузнаваемости. Вплоть до того, что знаменитое здание Московского вокзала было бы снесено

Нереализованные смелые архитектурные идеи переустройства площади могут служить своеобразной иллюстрированной энциклопедией политической и экономической жизни страны в последние два столетия.

Еще в 1901 году была предпринята первая попытка значительно модернизировать облик и значение площади, тогда еще Знаменской: инженеры Петр Балинский и Михаил Вернер создали проект городского метрополитена из 11 линий. Правда, располагаться они должны были над землей на высоте от 5 до 10 метров на металлических эстакадах. Станции представляли собой двухэтажные крытые павильоны с магазинами и лифтами для подъема пассажиров на платформы. Одну из таких станций планировалось разместить в непосредственной близости от вокзала. На сохранившейся акварели 1902 года видно, что оба здания еще и соединялись бы галереей.

«Однако скоростная дорога должна была проходить на уровне вторых и третьих этажей зданий, что привело бы к затемнению улиц. Кроме того, метрополитен стал бы дополнительным источником шума, что катастрофически сказалось бы на стоимости квартир, – отмечает автор и ведущая проекта «Мечты о Ленинграде» Ариадна Маркелова. – И Городская дума отказалась от реализации этого проекта как нарушающего интересы Петербурга».

Тем не менее, пусть и значительно позже, метро все равно не обошло стороной площадь, сменившую в 1918 году свое название. И хотя на сей раз линию было решено провести уже под землей, это привело к утратам в историческом облике данной части города: в 1941 году исчезла Знаменская церковь.

«Причем, несмотря на то что о строительстве метро было уже известно, в 1939 году появилась идея перестроить храм под здание «Ленинградского промстройпроекта», – рассказывает Ариадна Маркелова. – Предполагалось снять барабаны куполов и возвести два дополнительных этажа».

ДОРОГУ АВАНГАРДУ!

Ради модернизации железнодорожного узла собирались пожертвовать и возведенным в 1851 году Константином Тоном зданием вокзала. Причем впервые об этом задумались еще в начале ХХ века, поскольку уже тогда считалось, что он не справляется со своими функциями из-за возросшей транспортной нагрузки. Кроме того, высказывались мнения, что и само здание с точки зрения архитектуры ничего особенного собой не представляет.

Вновь к этой теме вернулись только в конце 1920-х, когда архитектор Игорь Явейн получил соответствующий заказ от «Лентранспроекта».

«Он предложил двухуровневую схему разделения потоков пассажиров: те, кто прибывает в город, оказываются на первом этаже и сразу выходят на площадь, а те, кто отправляется, попадают на второй этаж по пандусу, где было предусмотрено движение также для машин и автобусов», – поясняет Ариадна Маркелова.

СИМВОЛ ПОБЕД

Выдающийся архитектор Яков Рубанчик примерно в те же годы предлагал не сносить, а осовременить творение Константина Тона. Чтобы придать более достойное оформление площади, соответствующей образцовому социалистическому городу, со здания вокзала хотели убрать часовую башню.

А соседний доходный дом Тура, расположенный между Невским проспектом и Гончарной улицей, превратить в современный отель, надстроив его до 17 этажей и разместив на фасаде часы. А на уровне шестого этажа предлагалось перекинуть через Гончарную улицу арку и сделать для удобства постояльцев переход в здание вокзала.

Чуть позже похожим образом видели обновленную площадь Восстания и архитекторы Всеволод Яковлев и Надежда Матвеева. Правда, они хотели сделать ее символом уже другого свершения – победы в Великой Отечественной войне. Ведь свой проект они разработали в 1942 году.

«В блокаду архитектурные конкурсы проводились в первую очередь для того, чтобы вдохновить и поддержать архитекторов», – подчеркивает Ариадна Маркелова.

По проекту Яковлева и Матвеевой в створе Невского проспекта и Гончарной улицы планировалось перестроить здания и возвести комплекс
арок, соединяющих нынешнюю гостиницу «Октябрьская» и вокзал.

ОБЕЛИСК ВМЕСТО РАБОЧЕГО

Были предложения украсить площадь и монументальной скульптурой. К примеру, в 1957 году в честь 250-летия города на Неве в центре площади был установлен закладной камень, свидетельствующий о том, что здесь в скором времени появится памятник Ленину. Однако время шло, а обещание все не исполнялось.

«В среде краеведов даже ходит байка, что скульптуру не устанавливали потому, что не знали, как это правильно сделать: спиной то ли к вокзалу, то ли к Невскому проспекту, – говорит Ариадна Маркелова. – На самом же деле жюри творческих конкурсов не было довольно идейными воплощениями образа Ленина».

Памятник вождю на площади так и не появился. Зато к 100-летию со дня рождения Ленина здесь было решено установить монумент в честь Октябрьской революции. Жюри творческого конкурса признало перспективным проект скульпторов Леонида Торича и Павла Якимовича и архитектора Анатолия Прибульского, предложивших образ молотобойца, разбивающего цепи рабства.

Но и эта огромная, впечатляющая своими анатомическими несоразмерностями фигура не заняла место в центре площади. А в 1985 году там без лишних обсуждений появился обелиск в честь города-героя Ленинграда.