Что тебе снится, площадь Восстания: архитектура, которая осталась на бумаге
Нереализованные смелые архитектурные идеи переустройства площади могут служить своеобразной иллюстрированной энциклопедией политической и экономической жизни страны в последние два столетия.
Еще в 1901 году была предпринята первая попытка значительно модернизировать облик и значение площади, тогда еще Знаменской: инженеры Петр Балинский и Михаил Вернер создали проект городского метрополитена из 11 линий. Правда, располагаться они должны были над землей на высоте от 5 до 10 метров на металлических эстакадах. Станции представляли собой двухэтажные крытые павильоны с магазинами и лифтами для подъема пассажиров на платформы. Одну из таких станций планировалось разместить в непосредственной близости от вокзала. На сохранившейся акварели 1902 года видно, что оба здания еще и соединялись бы галереей.
«Однако скоростная дорога должна была проходить на уровне вторых и третьих этажей зданий, что привело бы к затемнению улиц. Кроме того, метрополитен стал бы дополнительным источником шума, что катастрофически сказалось бы на стоимости квартир, – отмечает автор и ведущая проекта «Мечты о Ленинграде» Ариадна Маркелова. – И Городская дума отказалась от реализации этого проекта как нарушающего интересы Петербурга».
Тем не менее, пусть и значительно позже, метро все равно не обошло стороной площадь, сменившую в 1918 году свое название. И хотя на сей раз линию было решено провести уже под землей, это привело к утратам в историческом облике данной части города: в 1941 году исчезла Знаменская церковь.
«Причем, несмотря на то что о строительстве метро было уже известно, в 1939 году появилась идея перестроить храм под здание «Ленинградского промстройпроекта», – рассказывает Ариадна Маркелова. – Предполагалось снять барабаны куполов и возвести два дополнительных этажа».
ДОРОГУ АВАНГАРДУ!
Ради модернизации железнодорожного узла собирались пожертвовать и возведенным в 1851 году Константином Тоном зданием вокзала. Причем впервые об этом задумались еще в начале ХХ века, поскольку уже тогда считалось, что он не справляется со своими функциями из-за возросшей транспортной нагрузки. Кроме того, высказывались мнения, что и само здание с точки зрения архитектуры ничего особенного собой не представляет.
Вновь к этой теме вернулись только в конце 1920-х, когда архитектор Игорь Явейн получил соответствующий заказ от «Лентранспроекта».
«Он предложил двухуровневую схему разделения потоков пассажиров: те, кто прибывает в город, оказываются на первом этаже и сразу выходят на площадь, а те, кто отправляется, попадают на второй этаж по пандусу, где было предусмотрено движение также для машин и автобусов», – поясняет Ариадна Маркелова.
СИМВОЛ ПОБЕД
Выдающийся архитектор Яков Рубанчик примерно в те же годы предлагал не сносить, а осовременить творение Константина Тона. Чтобы придать более достойное оформление площади, соответствующей образцовому социалистическому городу, со здания вокзала хотели убрать часовую башню.
А соседний доходный дом Тура, расположенный между Невским проспектом и Гончарной улицей, превратить в современный отель, надстроив его до 17 этажей и разместив на фасаде часы. А на уровне шестого этажа предлагалось перекинуть через Гончарную улицу арку и сделать для удобства постояльцев переход в здание вокзала.
Чуть позже похожим образом видели обновленную площадь Восстания и архитекторы Всеволод Яковлев и Надежда Матвеева. Правда, они хотели сделать ее символом уже другого свершения – победы в Великой Отечественной войне. Ведь свой проект они разработали в 1942 году.
«В блокаду архитектурные конкурсы проводились в первую очередь для того, чтобы вдохновить и поддержать архитекторов», – подчеркивает Ариадна Маркелова.
По проекту Яковлева и Матвеевой в створе Невского проспекта и Гончарной улицы планировалось перестроить здания и возвести комплекс
арок, соединяющих нынешнюю гостиницу «Октябрьская» и вокзал.
ОБЕЛИСК ВМЕСТО РАБОЧЕГО
Были предложения украсить площадь и монументальной скульптурой. К примеру, в 1957 году в честь 250-летия города на Неве в центре площади был установлен закладной камень, свидетельствующий о том, что здесь в скором времени появится памятник Ленину. Однако время шло, а обещание все не исполнялось.
«В среде краеведов даже ходит байка, что скульптуру не устанавливали потому, что не знали, как это правильно сделать: спиной то ли к вокзалу, то ли к Невскому проспекту, – говорит Ариадна Маркелова. – На самом же деле жюри творческих конкурсов не было довольно идейными воплощениями образа Ленина».
Памятник вождю на площади так и не появился. Зато к 100-летию со дня рождения Ленина здесь было решено установить монумент в честь Октябрьской революции. Жюри творческого конкурса признало перспективным проект скульпторов Леонида Торича и Павла Якимовича и архитектора Анатолия Прибульского, предложивших образ молотобойца, разбивающего цепи рабства.
Но и эта огромная, впечатляющая своими анатомическими несоразмерностями фигура не заняла место в центре площади. А в 1985 году там без лишних обсуждений появился обелиск в честь города-героя Ленинграда.