Яндекс.Метрика
  • Светлана Дягилева

«Работа в Арктике – это, безусловно, благородный труд»: ректор Университета имени адмирала Макарова рассказал, почему студенты все чаще выбирают арктические специальности

Сергей Барышников сообщил об особенностях процесса подготовки кадров для Арктики

В самом конце декабря 2022 года председатель правительства Михаил Мишустин подписал распоряжение о строительстве пятого и шестого атомных ледоколов проекта 22220, которые, как и предыдущие четыре, будут построены в Санкт-Петербурге. Россия – единственная в мире страна, обладающая ледокольным флотом, которому, конечно же, нужны капитаны с подготовленными экипажами и опытные специалисты на берегу. И искать в Северной столице их не нужно. Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова готов обеспечить профессионалами не только ледокольный флот, но и другие проекты, реализуемые сегодня на Крайнем Севере. Об особенностях процесса подготовки кадров для Арктики рассказал ректор ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова Сергей Барышников.

– Ваш университет – это центр подготовки специалистов для морской и речной транспортной отрасли России. А из чего именно состоит его арктическая специализация?

– В первую очередь Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова – это единственный в мире вуз, выпускающий инженеров для эксплуатации гражданского атомного флота. В этом заключается уникальность арктических компетенций «Макаровки».

Важнейшим направлением развития Арктики, конечно, является Северный морской путь. Поэтому, например, очень востребованы наши выпускники-гидрографы, которые работают в петербургских профильных организациях, выполняющих гидрографические исследования в акватории СМП.

Опять же, у вуза очень тесный контакт с работодателями: представители организаций регулярно встречаются и со студентами, и с преподавателями в режиме обратной связи, что позволяет оперативно корректировать и актуализировать содержание программ подготовки кадров. Кроме того, на базе Института дополнительного профессионального образования ГУМРФ осуществляется подготовка экипажей судов для полярных вод.

Подобное сотрудничество осуществляется и с компаниями из других регионов и даже стран, осуществляющих деятельность в Арктической зоне России. Испытывая высокую потребность в кадрах, такие предприятия уделяют большое внимание привлечению молодых специалистов, целенаправленно подготовленных к работе в Арктическом регионе.

Обучающимся в ГУМРФ предлагается стипендиальная поддержка от ПАО «Совкомфлот», обсуждается целевое обучение по заказу
ФГУП «Атомфлот», реализуется международная кадетская программа с возможностью прохождения практики на борту современных танкеров ледовых классов Arc4 и Arc7, участвующих в проекте «Ямал СПГ».

Можно смело говорить, что на текущий момент университет аккумулировал значительный опыт в подготовке кадров для работы в Арктике.

– Вы перечислили очень крупные компании, реализующие в Арктике масштабные проекты. Правильно ли говорить о том, что наиболее перспективным образовательным направлением для Крайнего Севера могут стать целевые программы обучения?

– Целевые программы по арктическим специальностям – это не направление в области образования, а желание производственных организаций обучать будущих конкретных специалистов для работы на конкретных предприятиях.

У целевого обучения есть ряд преимуществ для поступающих: это, например, отдельный конкурс на места в рамках целевой квоты, причем зачисление на целевые места происходит до зачисления на основные конкурсные места.

Отдельно стоит отметить, что в рамках реализации целевого обучения заказчик обязан предоставлять обучающемуся меры социальной поддержки, которые могут включать широкий перечень – от дополнительной стипендии до оплаты проезда или жилья. И главное – гарантирует обязательное трудоустройство.

По этому направлению ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова активно развивает сотрудничество с арктическими регионами России, в первую очередь для целевой подготовки дефицитных кадров.

Продуктивная работа также выстроена с Комитетом Санкт-Петербурга по делам Арктики, в котором реализуется отдельный ведомственный проект, направленный на активизацию участия города в развитии судоходства по Северному морскому пути. В рамках этого проекта проректор по работе с филиалами и международной деятельности нашего университета Елена Смягликова является руководителем рабочей группы по подготовке кадров для обеспечения развития инфраструктуры СМП.

В частности, за 2022 год только в нашем университете было подготовлено более ста человек по морским специальностям, востребованным в том числе в Арктической зоне России. Это хороший результат. Продолжение работы по мотивации молодых специалистов, готовых отправляться работать в Арктику, как раз станет одним из основных направлений нашей совместной деятельности в 2023 году.

– По вашему опыту, студенты с интересом относятся к Арктике и профессиям, связанным с работой на Севере?

– Однозначно с интересом. Во-первых, потому, что это нетривиальная и интересная деятельность, в том числе наполненная романтикой и путешествиями. Например, студенты и выпускники-гидрографы проходят практику в акватории Северного морского пути в период летней навигации, а затем нередко остаются там работать.

Не будем отрицать и чисто прагматичных факторов: на Крайнем Севере заметно ниже уровень профессиональной конкуренции и гораздо выше зарплаты. Для начинающих специалистов это тоже очень хорошие стимулы.

Еще один немаловажный пункт – это престиж профессии и хорошие перспективы для карьерного роста. Все видят, какое значение сегодня уделяется Арктике на самом высоком уровне и насколько масштабные проекты там реализуются. Нередко студенты говорят и том, что просто доставлять грузы неинтересно, а вот помогать людям, зная, что тебя ждут, – это совершенно другое дело. Так что работа в Арктике – это, безусловно, еще и очень благородный труд.