Яндекс.Метрика
  • Николай Русакевич

Николай Русакевич: «Забыть Хатынь – значит допустить кощунство»

В Беларуси 22 марта 1943 года гитлеровские войска сожгли деревню Хатынь вместе с жителями. О тяжелой памяти и параллелях с сегодняшним днем рассказал председатель Национальной культурной автономии белорусов Санкт-Петербурга
Фото: Роман Пименов/«Петербургский дневник»

В тот день погибло 149 человек, из них 75 детей. Это была месть немцев за расстрел нашими партизанами охранного батальона фашистов. Тогда убили трех полицаев и командира первой роты Ганса Вельке, чемпиона по метанию ядра Олимпийских игр в Берлине. Немцы пришли в ярость и вынесли Хатыни смертный приговор.

Вспоминать это страшное событие невероятно тяжело, но забывать о нем ни в коем случае нельзя, это было бы чудовищным кощунством. Каждый, кто окажется в тех краях, обязан посетить это место. Помимо памятника жертвам, там перечислены порядка 160 деревень, уничтоженных фашистами, среди которых и моя – Охотичи.

Когда в нее вошли немцы, они сразу расстреляли моего дядю, потому что он был в солдатских галифе, а также учительницу школы за то, что она могла, по их предположению, вести пропагандистскую работу. Затем забрали всех молодых мужчин, которые могли носить оружие.

Все мы знаем, как чудовищно обошлись с Беларусью нацисты, в том числе чужими руками. Это произошло из-за нулевой к ним лояльности населения. В партизаны ушли даже совсем еще дети, очень отчаянно сражались за свою землю.

Сейчас нужно говорить про это как можно больше. Об этом просила меня мама, которая пережила концлагерь в Бобруйске. Она сказала: «Берегите Россию, берегите Беларусь, не дай бог вам пережить то, что мы пережили».

К сожалению, на сегодняшний день я вижу слишком много параллелей с этими страшными временами. Жесткость и нацистская идеология никуда не делись. То есть история ничему не учит. Необходимо препятствовать этому масштабной и точечной работой с молодежью, патриотическим воспитанием.