Как Петербург охраняет свое наследие
По закону о границах охранных зон Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) рассматривает эскизные проекты реконструкции и восстановления зданий (не являющихся объектами культурного наследия) в зонах охраны и выдает заключения на их соответствие или несоответствие требованиям.
Сергей Макаров подчеркнул, что именно в Петербурге была последовательно разработана система зон охраны объектов культурного наследия, ставшая передовой в России.
«Закон № 820-7 – это продолжение сложившейся в Ленинграде практики изучать историю развития застройки на конкретном земельном участке, чтобы осмысленно внедрять новое строительство в историческую среду», – отметил в беседе с «Петербургским дневником» Сергей Макаров.
КОНКРЕТНЫЕ ПРИМЕРЫ
Благодаря принятому в 2008 году закону в Петербурге удалось восстановить исторический облик многих зданий.
Среди них и доходный дом Л. М. Малоземовой (А. М. Ушакова) на Лиговском проспекте, 56. Его история берет свое начало в конце XVIII века.
А в 1990-2000-е годы здесь располагались квартиры, несколько магазинов, агентство недвижимости, аптека, молодежный клуб, офисы коммерческих фирм…
Долгое время здание стояло заброшенным, не эксплуатировалось и постепенно разрушалось. И к 2015 году его состояние стало аварийным.
В том же году на рассмотрение в КГИОП был представлен эскизный проект гостинично-делового комплекса, который члены рабочей группы комитета поддержали. Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры выдал заключение о соответствии планируемых работ всем необходимым требованиям. В итоге специалисты выполнили демонтаж аварийных построек участка и на основании иконографических материалов воссоздали внешний облик лицевого корпуса.
Бывший особняк светлейшего князя Ивана Багратиона-Грузинского на Синопской набережной, 66, – еще одно здание, чей облик удалось восстановить. Как и доходный дом Л. М. Малоземовой, этот объект оказался в аварийном состоянии.
В 2015 году КГИОП одобрил эскизный проект, и уже в 2017 году было завершено восстановление фасадов и флигеля особняка.
РАНЬШЕ БЫЛО ПО-ДРУГОМУ
Список спасенных объектов дополнил архитектор Михаил Мамошин.
«Например, здание бывшего фурштатского двора Семеновского полка на Звенигородской улице, 7, по проекту станет неотъемлемой частью здания новой сцены Малого драматического театра – Театра Европы. Если бы новая сцена театра строилась лет 20-30 назад, скорее всего, все исторические постройки вокруг нее, включая здание фурштатского двора, были бы разобраны, – предположил в разговоре с «Петербургским дневником» Михаил Мамошин. – Однако благодаря этому закону возникло оригинальное архитектурно-планировочное решение, включающее историческую постройку».
По словам специалиста, разработка и принятие закона о границах охранных зон привели к переменам и в работе архитекторов.
«Сегодня современная архитектура – это не только проектирование объектов нового строительства, но и реставрация с дальнейшим приспособлением», – заметил Михаил Мамошин.
ЗОЛОТАЯ СЕРЕДИНА
Соблюдать все требования закона о границах охранных зон – дело непростое, считает историк архитектуры Владимир Лисовский.
«Сегодня часто появляется необходимость в том числе в изменениях архитектурно-планировочного решения территорий, в строительстве новых объектов. В связи с этим могут возникать столкновения интересов разных сторон, у каждой из которых есть своя цель. И в такой ситуации приходится искать некую золотую середину, а это задача очень трудная», – рассказал «Петербургскому дневнику» Владимир Лисовский.
«При этом благодаря существованию данного закона в Петербурге успешно охраняются целые комплексы и ансамбли», – отметил историк архитектуры.
«Зоны охраны объектов культурного наследия Петербурга охватывают площадь более 36 тысяч гектаров, – отметил Сергей Макаров. – Закон обеспечивает сохранение исторической среды, устанавливая определенные ограничения градостроительной деятельности».
По мнению экспертов, петербургский закон служит примером для других городов России.