Яндекс.Метрика
  • Нина Астафьева

«У нас город контрастов»: эколог Алексей Каширин – о развитии заповедных зон Петербурга

Лучшим экологом премии «Город в лицах» стал Алексей Каширин. В Дирекции особо охраняемых природных территорий он руководит отделом, который занимается развитием заповедных зон. Также он обустраивает экологические тропы
Фото: Александр Глуз/ «Петербургский дневник»

– Алексей, расскажите, а у вас самого есть любимый заказник?

– Первым моим объектом стал западный Котлин. Эта территория в стороне от Кронштадта частично была занята огородами, частично – незаконной свалкой. Мы проложили там экологический маршрут и поставили первую в городе орнитологическую вышку.

А вообще, первый заказник – «Юнтоловский» – появился в городе в 1990 году.

В 90-е на карту были нанесены еще шесть, а пик их появления пришелся на 2009-2011 годы.

В основном в Курортном районе: это и «Щучье озеро», и «Сестрорецкое болото», и «Северное побережье Невской губы»… В общем, сейчас заказников 17.

– Сколько заказников может добавиться в будущем?

– Пять. Самый крупный – «Ораниенбаумский» – появится в Петродворцовом районе. Там уникальная комбинация: литориновый уступ, к которому наверху примыкают дворцы и парки, а к ним будет примыкать заказник.

Еще красивее будут смотреться «Сестрорецкие дюны». Некоторые дюны имеют 12 метров в высоту.

А над ними еще и сосны, и залив рядом. «Дюны» и «Тарховский» заказник появятся в ближайшие год-два, «Пухтоловский», «Ораниенбаумский» и сестрорецкая «Гагарка» – попозже.

Итого площадь заказников увеличится на 2500 гектаров. Сейчас площадь всех заказников – 9212 гектаров.

– А с каким было больше всего работы? И с чего начинается процесс создания?

– Организация заказника – в первую очередь консультационные советы с научной общественностью и вывод из хозяйственного пользования большого участка территории. Борьба бумажная, долгая.

– Как появление заказников оценивают зоологи?

– Одобряют. Следует учесть, что животное – это высшее звено экологической системы. Если растет популяция животных, значит, с растениями тоже все в порядке.

Петербург – город контрастов, расположенный на стыках географических зон: чуть сошел с асфальта – тайга, а километров через двадцать – уже смешанный лес.

– Есть ли смысл делать специфические заповедники, например, геологические парки?

– На территории Петербурга есть интересные с точки зрения геологов объекты: Дудергофские высоты или долина реки Поповки, но места там маловато и нет подходящей дорожной инфраструктуры.

Сейчас мы сосредоточились на экологических тропах. Будет доработана тропа на Сестрорецком болоте и появится на Северном побережье Невской губы. Решаем вопрос: ставить ли там мусоросборники или сделать как в Европе, где никаких контейнеров нет: все, что с собой принес, унеси обратно, в животе или в мусорном пакете.

Сейчас у нас 6,5 процента городской площади – заповедные территории. Мы взяли под охрану все самые важные природные комплексы, все локальные популяции отдельных видов животных и растений.

В 2022 году при участии Алексея Каширина был подготовлен новый заказник «Левашовский».