Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

Лидия Зернова: «Моя задача – сделать все, чтобы театр жил и имел возможность развиваться»

Лидия Зернова, первый заместитель директора театра балета имени Леонида Якобсона, рассказала, как берегут наследие великого хореографа и какие качества нужны руководителю
Фото: Александр Глуз/«Петербургский дневник»

– Лидия Николаевна, сфера ваших обязанностей очень широка. Здесь и финансы, и администрирование, и организация гастролей. Как сочетать, казалось бы, несочетаемые вещи?

– Чтобы быть эффективным менеджером, нужно заниматься не только какой-то отдельной частью деятельности театра. Надо быть в курсе всего, что происходит, и стараться выполнять максимальное количество дел. Когда ты организуешь что-то с нуля, то любое начинание должно обеспечиваться и финансовой, и административной поддержкой. Поэтому, несмотря на то, что это, на первый взгляд, разные вещи, они между собой всегда очень тесно переплетены.

– Скажите, каким был ваш путь к должности первого заместителя директора театра?

– Я уже почти 12 лет работаю в театре Леонида Якобсона, куда пришла вместе с художественным руководителем Андрианом Фадеевым. До этого работала в Михайловском театре, занималась гастрольной деятельностью. Еще раньше – в театрально-творческих мастерских. Это было мое первое профессиональное приближение к театру.

– Можно выделить качества, необходимые для руководителя такого уровня?

– Первый и очень важный момент – это любить свою работу. Если ты не любишь то, что делаешь, то какими бы качествами ни обладал, у тебя не будет хорошо получаться. Нужно любить людей, которые тебя окружают, и уметь с ним взаимодействовать. И, никуда от этого не деться, надо быть собранным, ответственным и иметь достаточно большое терпение. Моя задача – сделать так, чтобы всем было комфортно, чтобы артисты могли выходить на сцену и радовать зрителей, чтобы театр жил и имел возможность развиваться.

– А тот факт, что это театр балета, требует какой-то специальной подготовки?

– У меня нет прямой связи с балетом, я не ходила в училище. Тем не менее я не смогла бы проработать здесь 12 лет, если бы не любила балет и все, что с ним связано.
Первое время я даже не думала, что один и тот же балет можно смотреть по-разному. Теперь я понимаю, что все зависит от состава, от состояния артиста, от декораций. Тут столько тонких моментов, которые начинаешь видеть только с опытом, что каждый раз одно и то же название смотреть интересно.

– В театре остались люди, которые работали с великим хореографом. И в то же время в нем много молодых артистов. Как найти общий язык со всеми?

– Одна из основных задач театра – сохранять и восстанавливать наследие Якобсона. Вы знаете, мне очень нравится наблюдать за тем, как работают педагоги, как они передают мастерство артистам нашей труппы, что называется, из ног в ноги. Не так давно у нас была премьера спектакля «Вне времени. Хореографические шедевры Якобсона». Это очень важный спектакль в нашем репертуаре.

– А как его принимает публика? Какова была ее реакция в Большом театре, гастроли в котором вы организовали?

– Мы достаточно долго шли к этим гастролям. Из-за коронавируса пришлось их переносить. И, когда мы наконец попали на эту сцену, для всей труппы это был очень важный и ответственный момент. Но гастроли прошли с большим успехом, в том числе и показ спектакля «Вне времени». В зале был аншлаг. Искусство Якобсона оказалось очень востребовано.

Мы только что вернулись из Еревана, где показали «Дон Кихота». Были также полные залы. А сейчас мы работаем над новыми проектами. На апрель намечена премьера новой программы из наследия Леонида Якобсона «Блестящий дивертисмент».