Яндекс.Метрика
  • Ангелина Подольская

«Примет таким, какой ты есть, и станет опорой»: в Петербурге обсудили, зачем детям наставники

2023 год в России объявлен Годом наставника и педагога. В субботу, 18 марта, в программе «Радиоклуб на Карповке» гости студии обсудили наставничество и поговорили о том, кто он, современный наставник
Фото: Александр Глуз/«Петербургский дневник»

Наставник и педагог

Куратор наставнического проекта «Старший друг» Юлия Чернова считает, что школьные педагоги не всегда могут быть наставниками.

«Учитель может знать хорошо свой предмет, но каких-то личных мотивов взаимодействовать с подопечным ему может не хватать. А наставник в первую очередь должен принимать ребенка таким, какой он есть, проявлять эмпатию, быть некритичным. В рамках нашей программы подопечные – это подростки, у которых наблюдается гормональный всплеск, буря эмоций. Если наставник не будет обладать такими качествами, то у них не получится общение», – отметила она в эфире программы, которую провел главный редактор «Петербургского дневника» Кирилл Смирнов.

Ректор Академии постдипломного педагогического образования Андрей Богданцев считает, что наставником может быть и школьный психолог, и классный руководитель, и любой учитель.

«В школе должен быть баланс определенных запретов и свободы. Если мы сделаем школу только местом, где дети делают и выбирают только то, что им будет интересно, это не приведет к результату. Педагогика – это искусство мягкого принуждения, то есть того, как ученику преподнести и объяснить то, что ему надо делать. Познавательный интерес формируется через мягкую силу принуждения», – уверен эксперт. 

По мнению Юлии Черновой, единственное, что сработало за 5 лет работы с подростками-сиротами, – это практика позитивного подкрепления, так как ребятам дается право на ошибку, после чего отмечаются любые, даже самые небольшие позитивные изменения в их поведении.

«Если кто-то сделал что-то хорошее, ему не свойственное, то для ребенка из системы госучреждений это может быть в новинку. Например, убрать за собой или постараться в чем-то. Когда мы отмечаем их небольшие успехи, то у ребенка с низкой самооценкой, которого часто критикуют и заставляют что-то делать, в голове формируется новый образ собственного «я». Он больше хочет ему соответствовать, быть лучше и меньше совершать ошибок», – считает она.

Победитель в номинации «Лучший классный руководитель» премии «Город в лицах», учитель английского языка школы №283 Кировского района Анна Ковехова уверена, что любой классный руководитель, который взаимодействует со своими подопечными, ведет их за собой, является для них помощником и наставником.

«Мы не просто пытаемся скрасить школьные будни экскурсиями и выездами, мы общаемся с детьми, и это самое главное, ведь ничто не может заменить живое общение. Также много воспитательных мероприятий проводится. Работаем с эмоциональным состоянием детей: верим в них, внушаем им уверенность в собственных силах. Дети приходят за поддержкой. Когда у них есть какая-то проблема, ученики всегда бегут к классному руководителю», – сказала она.

Год наставника и педагога

Заместитель председателя Комитета по образованию Михаил Пучков считает, что объявление 2023 года Годом наставника и педагога – это нужное решение, так как в первую очередь происходит обсуждение этих социальных ролей. 

«Вот мы с вами обсуждаем эту тему. Значит, уже работает. Я думаю, что такого информационного резонанса не было бы. С другой стороны, престиж педагога и образования – это важный момент. Если мы живем в мире, насыщенном информацией, то не говорить о педагогах и наставниках, не давать им слова о проблемах, то мы не сможем решить их. Это необходимо, однозначно. Наверное, даже важно говорить не о престиже, а о значимости учителя. В педагогике есть такое понятие, как значимый взрослый. Поэтому я считаю, что значимость учителя важнее», – прокомментировал он.

Цифровые технологии и наставничество

Социальные сети, такие, например, как «ВКонтакте», становятся очень важным инструментом коммуникации между наставниками, педагогами и подопечными. Менеджер образовательных проектов платформы Андрей Мурашев отметил важность того, в чьи руки попадает этот инструмент. 

«Когда мы обучаем цифре в образовании, важно показывать на примерах, опираясь на теоретическую базу, как та или иная технология может быть применена. Когда у педагога или наставника опыта больше, то более осознанно идет применение инструмента. Именно опытные педагоги, преодолевая внутреннее отрицание, что они якобы не смогут их освоить, показывают лучшие результаты интеграции образовательных технологий в свои уроки или другие воспитательные мероприятия», – отметил он.

Мурашев также добавил, что соцсети – это пространство, где встречаются пользователи с разными интересами. Классные руководители используют их для ведения образовательного процесса и как инструмент коммуникации.

«Я бы хотел уделить внимание ключевой фишке соцсети – сообществам. Они выступают местом встречи для учеников, партнеров, родителей, выпускников. Все могут там обсудить актуальные события школы и вспомнить свой выпускной, например, и рассказать о том, что ждет будущих учащихся в этой школе. Соцсети помогают внести разнообразие в образовательный процесс, творческие элементы. Например, вместо типичного задания – сочинения – предложить снять короткий ролик и опубликовать его на страничке», – считает Мурашев.

Андрей Богданцев поддерживает эти мысли, говоря, что соцсети – это наиболее эффективный инструмент общения как внутри профсообщества, так и между учителями и учениками, а также их родителями.

Анна Ковехова считает, что без соцсетей учителя уже не обходятся, это для них уже как данность. 

«Страничка в соцсети есть у каждого класса, где мы транслируем свою жизнь. Дети ведут страничку сами, выкладывают и для родителей, и для других учеников. Также мы делимся опытом и информируем о проведении мероприятий. Вся жизнь отражена там», – отметила она.

Как стать наставником

Наставничеству научиться несложно: достаточно заполнить анкету и получить приглашение на курс на онлайн-платформе, рассказала куратор наставнического проекта «Старший друг» Юлия Чернова. 

«Нужно пройти этот курс, консультацию психолога и принять участие в групповом тренинге, а после совместно с нами принять окончательно решение, насколько вы готовы и хватает ли вам ресурсов. Кроме того, очень важна ваша мотивация – мы также помогаем это оценить. Если вы не станете наставником, обучение и тренинги в любом случае станут для вас полезным опытом», – прокомментировала она.

Закрыть