Петербургские социологи выяснили, что вторая работа стала для россиян нормой
Почти треть россиян занимаются подработкой, которая сегодня становится способом перехода в новую сферу деятельности и монетизации своих увлечений. Такие результаты получили социологи СПбГУ в ходе исследований изменений на рынке труда и занятости.
Их представила первый проректор СПбГУ Елена Чернова на пленарном заседании «Кадры эпохи перемен: между новой занятостью и тотальным дефицитом» VII Международного форума труда.
Как отметили в пресс-службе вуза, с октября 2022 года по март 2023 года были проведены три исследования в формате опросов и анализа публичной дискуссии в соцсетях, охватившие жителей всей страны, а также предпринимателей и руководителей подразделений Петербурга и Ленинградской области. Полученные данные позволили изучить актуальные тенденции, с которыми в настоящий момент сталкиваются население и представители бизнеса, и определить наиболее обсуждаемые проблемы в контексте дефицита кадров.
В течение последнего года население России столкнулось с различными изменениями на рынке труда и занятости, связанными в основном со структурой и характером занятости, переменами в восприятии основных трендов и сложившейся ситуации на рынке труда и занятости. Так, основным изменением стало увеличение количества рабочих задач, которое отметили почти половина россиян (51,6 %).
Социологи отметили, что высокая доля людей на регулярной основе имеет больше чем одну работу. Более 76% россиян на момент исследования были устроены по основному месту трудовой деятельности, а 30,3% из них занимались подработкой, причем у половины этой категории граждан она носила постоянный характер. Сегодня дополнительная занятость перестает восприниматься только как способ решения финансовых трудностей: все чаще люди, особенно молодые, начинают воспринимать ее как способ плавного перехода из одной сферы деятельности в другую, а также как возможность монетизировать свое хобби. Наличие подработки в текущих условиях становится нормой в восприятии людей: 42% россиян считают, что количество людей, имеющих больше одной работы, в течение последнего года увеличилось. Также почти каждый второй думает, что дополнительная занятость есть более чем у 50% населения его населенного пункта или региона.
«Тем не менее дополнительная занятость граждан носит зачастую неурегулированный характер. Почти каждый третий россиянин работает вне правового пространства на основании устных договоренностей, его отношения с работодателем не подкреплены договором гражданско-правового характера, – заметила Елена Чернова. – Эта сфера требует некоторых регулятивов со стороны государства. Они не должны быть жесткими, но не обращать на это внимание невозможно».
Изменения произошли и в восприятии работы. «Если раньше среди критериев успешности были карьерный рост, занятие определенного положения в обществе и социальный статус, высокий уровень оплаты труда, то сегодня появляется еще один фактор – наличие свободного времени при всех формах занятости, – рассказала Елена Чернова. – Люди хотят при организации своей жизни и труда не столько получать определенную зарплату и занимать высокий статус в обществе, сколько иметь свободное время для творчества и развития. Его наличие становится критерием успешности того или иного человека».
Другим значимым критерием более 72% россиян назвали получение удовольствия от труда, а высокая заработная плата важна для 59,3% респондентов. Популярность набирает и тренд на мобильность в сфере занятости. Почти 60% граждан считают, что нужно время от времени менять место работы, 42,5% – сферу деятельности, а 29,4% – регион проживания. Оптимальным интервалом времени для смены работы россияне считают 4-5 лет, особенно часто к этому мнению склоняется молодежь. «В связи с этим наши регионы имеют перспективу с точки зрения востребованности на соответствующем региональном рынке труда со стороны квалифицированных специалистов при условии адекватного развития инфраструктуры, – сообщила первый проректор СПбГУ. – Люди, занимающие достаточно высокие позиции в крупных компаниях на должностях среднего и топ-менеджмента, все чаще испытывают профессиональное выгорание и желают поменять работу, в том числе место жительства, и переехать в другой регион».
По-разному население России воспринимает и кадровый дефицит в отраслях экономики, что нашло отражение в публичных дискуссиях, разворачивавшихся в соцсетях в течение последних пяти месяцев. Наиболее явно, по мнению граждан, он выявился в сферах здравоохранения и образования. Проблемой общефедерального масштаба, обсуждающейся в половине публикаций, россияне считают дефицит медицинских работников разного уровня – врачей, медсестер и санитаров. Наибольший всплеск ее обсуждений выпал на предновогодний период, во время роста сезонной заболеваемости гриппом. Не менее острой граждане называют проблему дефицита кадров в сфере среднего образования.
Наравне с изменениями в занятости населения в сфере бизнеса произошли изменения в кадровой политике в ответ на возникающие социально-экономические условия. Восстановиться и вернуться в стабильное состояние удалось 51% представителей бизнеса Санкт-Петербурга и Ленинградской области, а 15% из них находятся в стадии роста. При этом компании использовали разные механизмы. Микробизнес, который в первую очередь столкнулся с финансовыми и логистическими трудностями, взял ориентир на сокращение расходов на работу с персоналом, в частности на перевод сотрудников в статус «самозанятых». Основной проблемой для малого бизнеса стал дефицит кадров. В настоящее время он остро нуждается в развитии отдельных навыков у сотрудников, в связи с чем взял ориентир на их обучение и переобучение.
Треть компаний, испытывающих дефицит кадров, нуждается в двух и более типах сотрудников. Ключевыми считаются коммуникативные навыки (48,5%), умение работать в неопределенности (48%) и цифровые навыки (41%). Запрос на универсальных специалистов со стороны бизнеса и на приобретение новых навыков со стороны населения стал выражаться особенно ярко. Более 11% россиян планируют пройти переобучение, а почти четверть – повысить свою квалификацию.
Эксперты университета выступили в качестве модераторов и участников различных мероприятий Форума труда. Одним из ключевых событий форума традиционно является специализированная выставка «К.У.Б.», посвященная вопросам перехода от рынка труда к рынку занятости. Выступая на торжественном открытии, первый проректор по учебной работе СПбГУ Марина Лаврикова отметила, что Форум труда, который проводится в Санкт-Петербурге, является уникальным мероприятием по своей тематике, которая не представлена в России в таком масштабе на других площадках.
«Тема сегодняшней выставки, как и все эти семь лет, связана с трудом и безопасностью. Как эксперт, посвятивший всю жизнь теме трудовых отношений, я могу сказать, что на этом основано все в нашей жизни. В таких отношениях так или иначе состоит практически каждый из присутствующих здесь и, даже не задумываясь об этом, даже сейчас находится под воздействием определенных норм о безопасности нашего труда, – заметила Марина Лаврикова. – Понимая, сколь важна эта проблема, университет по итогам прошлого форума создал проект «Высшая школа безопасности труда». Надеюсь, что таким образом мы внесем свою лепту в развитие этой сферы».
Модератором интерактивного круглого стола с элементами мастер-класса «Карьерные траектории женщин в условиях неопределенности» выступила преподаватель Высшей школы менеджмента СПбГУ Александра Бордунос (кафедра организационного поведения и управления персоналом). На примере российских и зарубежных предприятий участники заседания провели анализ лучших практик поддержки женщин.
В ходе академической дискуссии «Дестандартизация занятости в условиях переформатирования экономики», участником которой стала доцент СПбГУ Олеся Вередюк, представители органов управления, а также образовательного и научного сообществ рассмотрели концептуальные подходы к исследованию качества занятости и проблемы ее трансформации в современных условиях. Спикеры отметили, что макрошоки 2022 года дали импульс изменениям не только внешней среды, но и самих трудовых отношений с характерным для них трендом «сжатия» стандартной модели занятости.