Яндекс.Метрика
  • Юлия Николаева

Альберт Асадуллин: «Люди должны знать своих героев в лицо»

Знаменитый ленинградский и петербургский певец откроет церемонию премии «Город в лицах»

Сегодня в Цирке на Фонтанке пройдет церемония награждения победителей премии «Город в лицах», организованной «Петербургским дневником». Петербуржцам предстояло выбрать лучших представителей в девяти номинациях. Откроет церемонию заслуженный артист России, знаменитый исполнитель песни «Дорога без конца» и главной партии Орфея в первой советской рок-опере «Орфей и Эвридика» Альберт Асадуллин. О том, почему героев нужно знать в лицо, как запомниться современному зрителю и каким должен быть настоящий педагог, певец рассказал в интервью нашему изданию.

Такими людьми нужно гордиться

– Альберт Нуруллович, вы открываете премию «Город в лицах». Я вижу в этом какую-то закономерность: премия социальная, она призвана выделить лучших из лучших, и открывать ее должны лучшие. Как вам кажется, почему такие премии вызывают интерес у горожан?

– Думаю, уникальность проекта в том, что он позволяет узнать своих героев в лицо. Мы привыкли гордиться прошлым: достижениями в науке, технике, космосе. Но рядом с нами ходят ученые, врачи, педагоги, блистательные актеры. Мы не всегда замечаем их, и такие премии дают возможность лучше их узнать. И это очень важно, потому что такими людьми нужно гордиться и ставить в пример подрастающему поколению.

Мне вспоминаются гастроли по разным городам нашей большой страны. И везде, где бы мы с коллективом ни появлялись, как только люди узнавали, что мы из Ленинграда, отношение к нам менялось: даже глаза становились добрее, окружающие старались помочь по любым мелочам. А все потому, что люди даже в других городах гордились ленинградцами. Ленинград – это достижения, красота, культура.

В первый раз особый трепет перед городом я испытал, когда был еще семнадцатилетним мальчишкой – я тогда только приехал сюда. И вот иду я вдоль Ереванского сквера и не знаю, куда спичку бросить. Поблизости нет ни одной урны, и ни одной соринки на асфальте. Я никогда такого не видел, и это дорогого стоит…

– В вашей жизни было много талантливых людей, которые повлияли на становление профессионального пути. Кого вы можете назвать среди источников вашего вдохновения?

– В первую очередь это, конечно, мама. Именно в детстве закладываются интеллект, ум, любовь к каким-то направлениям искусства. У моей мамы было много детей: трое родных и четверо приемных. Несмотря на это, у нее хватало времени воспитывать нас. Она много работала и все время что-нибудь пела. У нее был удивительной чистоты тембр и интонирование – народное сопрано. Ей все советовали идти на сцену, но она показывала на нас рукой и говорила: «Ну куда я пойду, у меня же большая семья». И вот маленьким я, как губка, впитывал все эти мелодии, ее любовь к песне.

А второй источник моего вдохновения – Академия художеств. Там появилась наша первая группа – «Призраки». Не имея музыкального образования, мы все неплохо играли. После окончания академии меня заметили в ВИА «Поющие гитары» и пригласили на главную роль в первой советской рок-опере «Орфей и Эвридика». Режиссера Марка Розовского все три солиста группы тогда не устроили, он кричал, что ему «нужен Маугли, дитя природы, пластичный, умеющий танцевать». Ему посоветовали обратить внимание на татарчонка, выступавшего в Пушкине. В то время я обожал DeepPurple, LedZeppelin и знаменитого британского рок-музыканта Артура Брауна.

– Сейчас не жалеете, что не получили музыкального образования?

– Немного жалею. В голове часто крутятся мелодии, которые хочется запомнить, закрепить, а потом исполнить. К счастью, в этом мне помогает замечательный композитор и аранжировщик Андрей Андерсен. Жалею, что не могу играть на инструменте и превращать рождающиеся в голове мотивы в музыкальные произведения. Но это не страшно. Я по образованию художник, и это великое счастье – сделать что-то от начала до конца: самому натянуть холст, взять карандаш и создать произведение. Иногда мне это удается.

И даже в музыке я немного художник. Как известно, у песни три автора – композитор, поэт и исполнитель. И от исполнителя зависит – песня взлетит или останется незамеченной. Так говорили мне авторы песни «Дорога без конца». Звезды сошлись, и получилась великая песня, где каждая нота – о нас, о людях.

– Благодаря вашему таланту все влюбились в Орфея, на всю жизнь запомнили «Дорогу без конца», многие не представляют сказку «Карлик Нос» без вашего озвучивания. Как вам удается удивлять публику?

– Все мои роли – как дети, и всех их люблю. Нужно быть разным в каждой роли, создавать разные образы, и этому в том числе учу своих студентов: будьте бриллиантами, говорю им, старайтесь, чтобы каждая песня стала маленьким спектаклем.

От педагога зависит, какими будут его ученики

– Вы как-то признались, что не прочитали ни одной страницы по вокальной педагогике. Кто или что заставило вас заняться педагогикой?

– Меня долго уговаривали преподавать в Университете имени Герцена. Там есть отдельный Институт музыки, театра и хореографии. Несколько лет назад мне позвонил потрясающий джазовый музыкант Давид Голощекин со словами, что предложил меня на музфак Герцена в качестве педагога. Я тогда отказался, сославшись на то, что я только певец и никакой не педагог. Но потом мне позвонила уже сама декан. Я снова отказывался, ведь не прочитал даже маленькой брошюрки по музыкальной педагогике. Она сказала, что мне дадут помощника, потому что главное – чтобы я передавал свой опыт студентам: «Вы, главное, передавайте ваше сердце, душу, за это мы вас и любим!» И она меня уговорила. Постепенно сформировалась своя методика.

Самое главное, к чему должен стремиться студент, – быть вокалистом-актером, каждую песню представлять как маленькую трагедию или сентиментальную историю, чтобы не повторяться, потому что эту песню до него уже тысячи раз исполнили другие вокалисты.

– 2023 год в России объявлен Годом педагога и наставника. Каким, на ваш взгляд, должен быть современный учитель?

– Времена усложнились, мы пережили несколько лет пандемии, и педагог теперь должен быть «интернетным» человеком. Мы занимались на удаленке, много общались, хоть все были в своих квартирах. Но этот опыт пригодился, и даже сейчас мы иногда к нему прибегаем. Сложность в том, что, хоть я и неглупый человек, мне пришлось осваивать новые технологии. Это движение было во благо нам всем, приходилось много общаться с молодыми и более продвинутыми коллегами.

В целом в педагогике всегда было важно искреннее и доброе отношение преподавателя к студентам, построенное на принципах взаимного уважения. Даже в маленьком ребенке нужно видеть личность. От нас зависит, какими будут наши ученики. У них могут быть свои проблемы, но они должны понимать, что могут обратиться к вам за помощью и увидеть доброе и справедливое отношение. Только тогда появится взаимодействие, когда оба человека уважают друг друга. Как поется в песне «Дорога без конца», все идет через любовь. Только любовь открывает двери и души. Своих учеников нужно любить, чтобы появилась любовь к науке.

– Где и когда можно получить удовольствие услышать вас? Расскажите о ближайших планах.

– Я немного суеверный в этом вопросе, поэтому о планах стараюсь много не рассказывать. К моему 75-летию, которое буду отмечать в сентябре, обязательно будут сюрпризы. Один из них – это спектакль. В ближайших планах – выступления с джаз-бэндом Олега Кувайцева в Музее театрального и музыкального искусства.

Закрыть