Яндекс.Метрика
  • Нина Астафьева

На акции «Елки, палки и щепа» собрали 13 тысяч елочек

Новогодние традиции уважают звери в приюте «Велес» и лошади в конюшнях
Фото: Дмитрий Фуфаев/ «Петербургский дневник»

Утилизация новогодних елок – это не только избавление дворов от мусора, это еще и интересное зрелище, вкусная пища для копытных и удобрение для саженцев. Зрелище обеспечивает дробильня, приезжающая по вызову прямо во двор, пищу для зубров – ветки и хвоя, а из опилок получается отличная мульча, которая не только приятно пахнет, но используется при засыпке лунок с посаженными деревьями.

В январе в каждом дворе

Таковы итоги акции «Ёлки, палки и щепа», которую в очередной раз провели петербургские экологи. Помогали им районные администрации и муниципалы: рекламой и площадками, на которых можно разместить контейнеры для сбора ёлок. Не секрет, что одна-единственная ёлка, засунутая в контейнер для сбора пищевых отходов, может занять его целиком, и, пока не приедет мусоровоз, граждане будут складировать свои мешки с мусором не в контейнере, а рядом. А на следующий день ещё один жилец выкинет свою ёлку в контейнер, и всё повторится. Одним словом, место для сбора ёлок требуется в каждом дворе, пусть и ненадолго.

Вторая мини-проблема – нелегальные ёлочные базары. Официально существует правило, согласно которому ёлочные базары могут работать в городе строго до 1 января. Официальные базарчики этому правилу как-то следуют и сами избавляются от нераспроданного товара. А неофициальные продавцы просто исчезают, а порядок после них приходится наводить районным администрациям. «Для жителей Новый год – праздник, а для нас – дополнительная проза», – резюмировал заместитель главы администрации Калининского района Петербурга Николай Платонов. Он заявил также, что еще год-два назад все ёлки нелегальных базаров попросту вывозились на полигон, а новогодняя ель ведь тем и хороша, что ее можно использовать поэтапно: сначала как украшение, потом как корм. А на полигоне их просто хоронили под слоем грунта и всё.

Теперь всё изменилось: нераспроданные ели сначала используют по назначению, а потом отправляют в переработку. «Мы придумали ставить большие ёлки с базаров во дворах, чтобы у людей подольше сохранялось новогоднее настроение, – рассказал Платонов. – Люди фотографировались, приносили игрушки, а управляющие компании проводили там праздничные мероприятия для жителей».

Там, где были условия, переработка ёлок в щепу проходила сразу: во двор заезжала дробильная машина и устраивала местным жителями бесплатный спектакль. Зрелище, а главное, запах хвои и опилок нравились всем. Только в одном Калининском районе удалось обеспечить 83 площадки для сбора ёлок. Результат –  300 кубометров щепы, опять-таки только в Калининском районе. А всего акцией охвачено пять районов в области и почти все в городе.

Искусственные тоже перерабатывают

Напомним, что впервые акцию по сбору отработанных новогодних ёлок провели в 2015 году. Её соорганизатор Лидия Ракчеева рассказала, что изначально ветки собирались на корм токсовским зубробизонам, но вскоре они подросли и перешли на иную пищу. Тогда отходы стали увозить в приют «Велес» и распределять по конюшням – как подкормка и подстилка в вольеры.

«Теперь точки сбора ёлок установлены у торговых центров, а в городе действует сеть экотакси, которые тоже увозят ёлочки от граждан и организаций, правда, на коммерческой основе, – говорит Лидия. – Всего в этом году мы собрали 13 тысяч ёлок из 5300 семей, но, по нашим подсчетам, натуральные ели ставят на Новый год десять процентов петербуржцев. Значит, всего ёлок в городе было – 500 тысяч, а мы собрали от силы два процента».

Еще один соорганизатор акции, Пётр Левин, сообщил, что разумное потребление – это не только стремление избавиться от отходов, принося при этом пользу. Это еще и уменьшение потребления как такового. Кто-то вместо большой ёлки ставит веточку, кто-то покупает искусственную ель. «Лучше – полипропиленовую, –  уточнил эколог, – а не полихлорвиниловую. Она и на ощупь приятнее, и красивее, и для переработки сгодится».