Главный зодчий Ленинграда – сорок лет назад не стало архитектора Сергея Сперанского
13 марта исполняется 40 лет со дня смерти архитектора Сергея Сперанского. Он не так знаменит, как великие петровские зодчие, зато в домах, созданных по его проектам, бывал каждый. Это и знаменитые днвятиэтажки-«корабли», и хрущевки на Новоизмайловском, а из больших проектов – телецентр на улице Чапыгина и гостиница «Санкт-Петербург» на Пироговской набережной. «Петербургский дневник» поговорил с коллегами архитектора и с теми, кто жил и работал в сработанных им стенах. Получился портрет эпохи, запечатленный в камне.
Главное – жилье
Сергей Сперанский поступал в Академию художеств дважды (провалившись в первый раз, работал шофером на мясокомбинате «Самсон»). Он едва успел получить диплом, когда началась война. Ушел на фронт добровольцем, был ранен, комиссован. Архитектурой занимался сначала в Минске в 1944-м, когда его освободили от фашистов, а в 1947 году вернулся в Ленинград. Первой работой на невской земле стал вестибюль станции метро «Нарвская». Правда, к тому времени, когда метро открылось, а произошло это уже в 1955 году, генеральный секретарь Никита Хрущев осудил «архитектурные излишества» и потребовал от архитекторов переориентироваться на типовое жилищное строительство.
«Сергей Сперанский всегда был проводником линии партии, – рассказал «Петербургскому дневнику» руководитель «Студии 44» Никита Явейн. – Начинал он со сталинского ампира. Я бы условно разделил этот ампир на ленинградский и московский: проводником ленинградского был Евгений Левинсон, московского – Сперанский. Потом наступила эра конструктивизма. Сперанский стал уже основным архитектором Ленинграда – не по должности, а по призванию, возможно, потому, что привык работать без тормозов. Гостиницу «Ленинград», к примеру, планировалось построить 25-этажной. Из всех проектов Сперанского мне больше всего нравится здание таможни на финской границе в Торфяновке».
«Аврора» – «Ленинград» – «Санкт-Петербург»
Никита Явейн отметил, что Сперанский был компанейским человеком, любил большие веселые посиделки.
«Душа компании, – охарактеризовал Сперанского еще один архитектор Святослав Гайкович. – Он был замечательным архитектором, потому что настоящая архитектура всегда современна, и настоящему архитектору тормоза, то есть бережное отношение к старинному, не мешают. Поэтому Сперанский и ловил мировые тренды, поэтому и был звездой первой величины на ленинградском архитектурном небосклоне. И даже много позже оставался таковым, когда Ленинград уже стал Петербургом. Со всех сторон замечательный человек, на которого я всегда смотрел с восторгом и почтением. Мы встречались много раз, и я всякий раз видел одно: седовласого человека с неизменным творческим огнем в глазах».
Полную свободу творчества Сперанскому не предоставили, иначе Петербург сейчас выглядел бы совсем иначе. Как вспоминали коллеги, слушавшие выступления Сперанского по поводу «обрезанного» проекта гостиницы, архитектор был явно недоволен ленинградскими набережными, в том числе исторической набережной Кутузова (Смольной тогда еще не было). Он предлагал застроить их «хрустальными дворцами». На правом берегу Невы эти мечты были осуществлены, правда, уже в XXI веке и силами других архитекторов, а на левом сохранилась историческая застройка.
Гостиницу неоднократно критиковал академик Лихачев, в частности, в своей статье «Небесная линия города на Неве», но статья вышла только в 1989 году. Разумеется, академик поднимал этот вопрос и раньше, в 1965-м, когда отель только начинали строить. К слову, изначально гостиницу планировали назвать «Авророй», поскольку стоянка легендарного крейсера находится как раз напротив. В 2000-е годы гостиницу затмили уже другие небоскребы – «Монблан» и «Петровский форт».
Про телецентр, расположенный на Чапыгина, 6, можно сказать одно: в 60-е годы это был крупнейший телецентр в Европе. Он вмещал 21 студию и стимулировал развитие телевещания в Ленинграде и области. Недаром в 80-е годы передачи Ленинградского телевидения охотно транслировали в Москве.
Ворота города
Южными воротами города издавна считается монумент на площади Победы. Директор Музея обороны и блокады Ленинграда Елена Лезик возглавляла его несколько лет. Сергей Сперанский – один из его авторов, а Елена Лезик изучала историю конкурса среди архитекторов, на котором проект Сперанского победил. К сожалению, часть материалов, хранившихся в архивах ЛенНИПИПроекта, была утрачена во время переезда учреждения.
Временный памятник – триумфальная арка был сооружен сразу после Победы, в 1945 году, а в 1957 было принято решение о создании большого мемориального комплекса. На конкурс выставили 44 проекта, причем второй этап конкурса состоялся только через десять лет. Потом прошел третий, так называемый заказной конкурс, и после него решили объединить в одну творческую группу авторов лучших проектов. Так появилась группа Михаила Аникушина, Валентина Каменского и Сергея Сперанского. Все трое – участники обороны Ленинграда. Эскиз был утвержден только в конце 1973 года.
«Для постамента авторы избрали традиционный для Ленинграда материал — красный гранит, который добывался в карьере Ровное под Приозерском и на разработках под Каменногорском. Сперанский вспоминал, как впервые увидел его и восхищался художницей-природой. Подобно мазкам на полотне, в нем застыл кварц и полевой шпат, а багрово-красный цвет поражал богатством и глубиной оттенков, – рассказывает Елена Лезик. – Блоки для постамента весили до ста тонн. Из карьера до железной дороги их везли на специальной волокуше, а от железнодорожной ветки вблизи станции Электросила на трейлере. Общая масса сооружения составила 1600 тонн. И все это требовалось установить с такой точностью, чтобы посетители подземного музея чувствовали себя в безопасности».
Облицовку медными листами проводили работники Балтийского завода, Адмиралтейских верфей, завода «Красный выборжец», «Экономайзер». 3000 металлических букв отлили на «Электросиле».