Яндекс.Метрика
  • Ольга Аристова

Ольга Аристова: возможность говорить прямо и открыто

Куратор книжного стендапа «Кот Бродского» в рамках театрального фестиваля для подростков «В смысле?!» – о положительном эффекте, который дает участие в проекте

С момента создания проекта «Кот Бродского» наша команда придерживалась философии, что роль читателя в литературе ничуть не менее важна, чем роль писателя. Об этом, кстати, сам Иосиф Бродский говорил в своей нобелевской речи: «В момент этого разговора [чтения] писатель равен читателю, как, впрочем, и наоборот, независимо от того, великий он писатель или нет».

Поэтому, на мой взгляд, такие проекты, как книжные стендапы, актуальны и важны. Тем более они органично вписываются в формат фестивалей для подростков. Книжный стендап создается на основе современной янг-эдалт-литературы. Можно сказать, что стендап и театр как двоюродные братья. Им обоим важно увлечь зрителя в свою историю, только театр создает историю при помощи сценического действа, театр всегда про визуальное, а комедия – она происходит у зрителей в головах. Комик только направляет мысль аудитории, и люди сами находят, над чем посмеяться. Порой даже бывает сложно определить, что перед тобой – театр или комедия. Поэтому стендап – это идеальная форма для театральной сцены. Интерес к этому формату со стороны подростков был очевиден сразу. Еще до того, как мы завели профиль проекта «Кот Бродского» в «Тик-Токе» и он набрал 240 000 подписчиков, большинством из которых были подростки, мы знали, что наш проект популярен среди молодых взрослых. Обуславливается это еще и тем, что он дает молодым парням и девушкам возможность «экологично» выражать свои чувства и эмоции. К сожалению, в современном обществе все еще принято снисходительно относиться ко всему, что делают и думают тинейджеры. Как правило, взрослые редко интересуются их чувствами, зато всегда уверены, что всё знают лучше: как жить, как разговаривать, как читать книги. С последними вообще складывается очень грустная история, ведь в юности книги хочется читать эмоционально, проживать каждый момент, но в школе нас часто ставят в рамки исторического контекста произведения и правил литературного анализа. Нам говорят о том, как думать правильно, а как – нет, что именно хотел сказать автор и так далее.

Поэтому неудивительно, что на подготовительных занятиях «Кота Бродского» подросткам бывает сложно выразить то, что они чувствуют по поводу прочитанного и почему. А ведь наши чувства – это то, что позволяет нам быть с собой в контакте. Уметь ответить на вопрос: кто я и чего я хочу. Так что книжный стендап – это своего рода лайтовая терапия, где можно перенести свои обиды и разочарования на книжных персонажей, пошутить над ними и в то же время выпустить накопившийся стресс. Это полезная практика для всех людей, но для подростков это не только возможность говорить прямо и открыто, но и наконец-то быть услышанными.

Закрыть