Яндекс.Метрика
  • Нина Астафьева

Наши на Фобосе: куда и зачем отправляются космические спутники из Петербурга

Студенты изучают поведение микроорганизмов, а школьники воплотили мечту 60-летней давности

Когда на Байконуре снаряжается ракета в космос и в ней обнаруживается свободный кубометр пространства, экипаж и наземные службы уже знают, что делать. По всем техническим вузам, а также по особо прогрессивным школам рассылается клич: кто хочет поучаствовать в запуске своего спутника на околоземную орбиту? Для желающих снаряжаются кубсаты – миниатюрные спутники размером в один кубический дециметр, а на высоте в 500 километров – примерно там же располагается МКС – спутники из контейнера обретают свободу. Кубсат хорош именно своей универсальностью, а также компактностью: в кубометр может вместиться тысяча миниатюрных спутников.

Сгорает в верхних слоях

Год назад два спутника отправились на орбиту непосредственно из петербургского Политехнического университета, еще примерно через год их миссия будет закончена, поэтому «Петербургский дневник» решил поинтересоваться, насколько успешно развивается этот и другие полеты. Наблюдает за спутниками – они называются Polytech Universe 1 и Polytech Universe 2 – центр управления полетами и беспилотным транспортом «Пилигрим». Научный сотрудник «Пилигрима» Анастасия Маркова рассказала, какие цели преследуют спутники, помимо учебных.

В частности, спутники Политехнического университета будут замерять электромагнитное излучение на орбите Земли – сначала на 600 километрах, а потом на 300. Дело в том, что притяжение Земли на такой высоте хоть и слабеет, но не пропадает. Спустя два года миниатюрный спутник уже не может с ним бороться и уходит вниз. Но благодаря его размерам никаких проблем с утилизацией не возникает. Его не надо топить в океане, как некогда станцию «Мир», тщательно рассчитывая точку приземления. Не требуется и выводить на орбиту космического мусора – есть у нас, оказывается, и такая. Кубсат тихо сгорает в верхних слоях атмосферы, а тем временем ученые и их молодые помощники готовят новые кубсаты.

«Было, правда, исключение: два кубсата не так давно отправились с миссией на Марс, – говорит Анастасия Маркова. – Правда, не наши, американские. Отсылать их куда-то в глубину Солнечной системы – не слишком грамотно, потому что на высоте 500 километров еще действует остаточное поле земли, противорадиационная защита. Там, где ее нет, электроника быстро портится. Но американские ученые решили рискнуть – посмотрим, что у них получится. Кстати, одно из функциональных назначений маленьких спутников – начинить их микросхемами, спаянными из разных металлов, и оценить, как воздействует на них та же радиация.

О северном сиянии

Московский инженерно-физический институт заложил в кубсат маленький ионный двигатель. Основная его задача – удерживать кубсат на орбите в стабильном положении, чтобы вести четкую съемку. Конечно, никакого ветра там нет, поскольку нет и атмосферы, но есть притяжение. Если учесть, что в современной спутниковой съемке размер пикселя соответствует примерно четверти квадратного метра, стабильное положение камеры – очень важно.

Еще одно значение съемки из кубсата недавно оценили все петербуржцы, увлекающиеся красивой фотографией. Февраль, как известно, был богат на полярные сияния. А как узнать заранее, где оно будет и когда? Оказывается, ответ может прийти из кубсата, если установить там камеру и нужное программное обеспечение.

А экологи используют кубсаты, чтобы отследить движение льдин, расширение пустынь, изменения русла рек в тех краях, где почти не живут люди. А тем более там, где они живут и браконьерствуют, например, незаконно рубят деревья.

Биологические эксперименты проводятся тоже: например, студенты Политеха отправили в космос колонию бактерий-экстремофилов, которые могут жить при экстремально низких температурах. Улетели петербургские экстремофилы ни много ни мало на Фобос, спутник Марса, где температура составляет порядка минус 270 градусов Цельсия.

При чем тут Стругацкий

А вот белгородские школьники решили провести биологический эксперимент с романтической подоплекой. Многие знают о «противостоянии физиков и лириков» в конце 50-х, но мало кому известно, что началось оно с письма романтически настроенной девушки в «Комсомольскую правду».

«И в космосе будет нужна ветка сирени», – написала читательница по имени Эльвира, а к ответам – их становилось все больше и больше – подключались поэт Борис Слуцкий, писатель Илья Эренбург и космонавт Юрий Гагарин.

Фраза про сирень стала, говоря по-современному, мемом. Школьники из Белгорода узнали об этом и, упаковав веточку в кубсат, в самом деле отправили ее в космос. И теперь могут наблюдать за ее ростом прямо в Сети.