Яндекс.Метрика
  • Федор Резкин

Реконструкция колокольни Николо-Богоявленского Морского собора завершится в конце года

Федеральный памятник стоял без ремонта более 80 лет
Фото: Дмитрий Фуфаев/«Петербургский дневник»

СПбГКУ «Дирекция заказчика по ремонтно-реставрационным работам на памятниках истории и культуры» выберет на тендере исполнителя, которому предстоит завершить начатые работы по восстановлению колокольни Николо-Богоявленского Морского собора. Уже известно, что работы завершатся во второй половине декабря.

Неожиданные сюрпризы

Заложенный в 1753 году по указу императрицы Елизаветы Петровны собор считается одним из лучших городских архитектурных памятников елизаветинского барокко и первым в России храмом всех моряков. Работы на исторической колокольне планировалось закончить еще в прошлом году. Однако вмешались обстоятельства: верхние перекрытия и купол оказались в более худшем состоянии, чем изначально предполагалось. Это стало понятно, когда рабочие добрались до верха постройки. Впрочем, и остальные элементы не были в идеальном состоянии.

Как рассказал «Петербургскому дневнику» технический директор реставрационной компании Петр Щедрин, последний раз памятник архитектуры федерального значения капитально ремонтировали в 1939 году. Требования к мастерам в части сохранения культурного наследия тогда не были настолько высокими, как сейчас. Вместе с тем и зодчие XVIII столетия использовали в работе менее стойкие материалы, чем камень. Все вместе это и преподнесло мастерам самые неожиданные сюрпризы.

Начав ремонт с основания колокольни, пришлось реставрировать кирпичную кладку и фасадную штукатурку, восстанавливать гранитные и известняковые плиты. Одновременно были воссозданы утраченные решетки, реконструированы лепнина и деревянная резьба. Серьезные работы пришлось проводить с капителями и самими колоннами.

«Когда дошли до верхнего уровня, стало понятно, что требуется ремонтировать верхние перекрытия и купола», – сообщил Петр Щедрин.
Возможно, сами работы можно было завершить и раньше. Однако пришлось переделывать документацию и смету. Изначально ремонт и реконструкция оценивались почти в 114 миллионов рублей. Теперь стоимость выросла немногим более чем на 9 миллионов рублей.

«Приходится наверстывать»

Архитектор Сергей Мишин называет реконструкцию старых зданий достаточно сложной работой, всегда может появиться неприятный сюрприз, тем более если объект давно не реконструировался.

«Безусловно, перед любой реконструкцией проводятся работы с целью установить предстоящий объем работ. Однако не всегда на этой стадии удается выявить все проблемные места. Поэтому в нашем городе, где много исторических памятников архитектуры, такое случается достаточно часто», – заключил Сергей Мишин.

Можно сказать, что за реконструкцию колокольни Николо-Богоявленского Морского собора власти взялись достаточно вовремя, так как ремонта здесь не было 83 года.

«Любое строение нуждается в ремонте примерно через 50 лет. С данным строением случилось непредвиденное. В конце 80-х – начале 90-х, когда должна была проводиться реконструкция, страна оказалась в ситуации, когда все подобные вопросы ушли далеко на второй план, – говорит Сергей Мишин. – Теперь приходится наверстывать».

На заметку

Николо-Богоявленский Морской собор уникален не только своей архитектурой. Здесь начиная с XVIII века проводились службы, связанные с морским флотом. Собор уже изначально строился для моряков и поэтому получил от Екатерины Великой в дар десять образов в память о русских морских победах над турецким и шведским флотами. Любой спуск на воду судна, закладка нового корабля, возвращение из длительного плавания всегда сопровождались богослужением в этом соборе. Именно здесь проводились торжественные молебны по поводу главных морских побед, и здесь установлены мемориальные доски экипажам АПЛ «Комсомолец» и других затонувших советских субмарин. В дни памяти совершаются панихиды по членам экипажей. С 2000 года в соборе совершается поминовение моряков, погибших на подводной лодке «Курск».