Яндекс.Метрика
  • Юлия Клейман

Юлия Клейман: «Важно общаться с подростками на равных и с открытым сердцем»

Арт-директор театрального фестиваля для подростков «В смысле?!» – о его основной идее

Во время подготовки к фестивалю перед нами стояло сразу несколько задач, потому что подростки – это важная и одновременно непростая категория зрителей, для которых, по большому счету, поставлено не так много спектаклей. На мой взгляд, тинейджерам очень важно, чтобы театр говорил с ними на современном языке, созвучном настоящему времени, их чувствам и способам саморепрезентации. Поэтому выход на сцену дарит ребятам важный опыт, а зрителям – таким же подросткам и их родителям – возможность получить доступ к тонкому, откровенному разговору. Зачастую такой «разговор» со сцены – это единственный способ для подростков достучаться до взрослых. Поэтому в программе фестиваля немало постановок, созданных на основе рассказанных подростками историй.

Например, спектакль «Шапку надень» молодёжного народного театра «Игра» из Екатеринбурга, который построен на личных историях ребят, рассказанных от первого лица, которые совместно с режиссером были собраны в один спектакль. С другой стороны, в рамках фестиваля у нас есть спецпроект «Актовый зал». Его суть заключается в том, что в феврале этого года три молодых режиссера – Дмитрий Крестьянкин, Екатерина Шихова и Ксения Павлова – начали работу со школьниками старших классов, результатом которой станет спектакль. Важным нюансом является тот факт, что ребятам-школьникам дается полная свобода. Именно они решают, каким будет спектакль. Режиссеры создают доверительную атмосферу, проводят тренинги, задают вопросы, но не диктуют свою режиссерскую волю. Также в программе есть музыкальный спектакль Дмитрия Крестьянкина «Крысолов», где его соавторами и исполнителями выступили ребята из детских домов – подопечных фонда «Подари мне крылья». Создателями и исполнителями подростки выступили и в спектакле «Дзаттере» легендарного петербургского ТЮТа – сложно устроенного эстетского зрелища по пушкинскому «Пиру во время чумы» и поэзии Иосифа Бродского. Частью спецпрограммы является лаборатория стендапа «Кот Бр*дского», в рамках которой тинейджеры создадут стендапы по современным книгам. А по соседству с этими проектами в афише – спектакли профессиональных театров из разных городов России по подростковой прозе, драматургии и даже комиксам, а еще есть театр кукол и современный танец.

Мы с командой считаем, что в работе с подростками очень важно искреннее взаимодействие с открытым сердцем. Не с позиции старшего: «Сейчас я вас всему научу, потому что я знаю больше», а «Сейчас я с вами поделюсь тем, что знаю я, а вы со мной поделитесь тем, что знаете и умеете вы».

Важно отметить, что качество всех представленных в программе спектаклей настолько высоко, что на самом деле мы не делим их на профессиональные и любительские – то есть те, в которых голос получают подростки. Опять же, если мы с вами посмотрим на историю театра, то увидим, что знаменитые реформаторы сцены – Андре Антуан, Бертольт Брехт, Роберт Уилсон, Мило Рау не имели профессионального режиссерского образования, что нисколько им не помешало. В современном театре место найдется всем – главное, чтобы в работе участниками руководило желание исследовать, открывать новые территории. Ну а смелости и любознательности подросткам не занимать.

Закрыть