Яндекс.Метрика
  • Марина Бойцова

Как работает суперсовременный томограф в Педиатрическом университете

Самый передовой на сегодняшний день аппарат позволяет детально изучить проблемные места в теле человека, в первую очередь – диагностировать опухоли, различные патологии на ранних стадиях, а также выполнять все виды плановых и экстренных исследований
Фото: Александр Глуз/ «Петербургский дневник»

Первым пациентом нового КТ стал 16-летний мальчик. Быстрая машина, обеспечивающая получение 256 срезов высокого разрешения (к слову, большинство имеющихся КТ генерируют от 16 до 128 срезов), позволяет не только проводить исследования и ставить диагноз с минимальной лучевой нагрузкой для пациента, но и делать это с максимальной скоростью и точностью уже при первом сканировании.

«Это историческое событие не только для нашего университета, но и для детской медицины нашей страны. Этот аппарат – не просто ультрасовременный, он открывает абсолютно новые возможности для диагностики опухолей, заболеваний легких. И дело не в том, что он выполняет 256 срезов: есть и мощнее. Дело в том, что там установлена принципиально совершенно новая спектральная система, которая позволяет анализировать на клеточном уровне различные повреждения и делать математический анализ снимков. В Санкт-Петербурге аналогов аппарату с такими спектральными характеристиками нет. Кроме того, чем менее инвазивная методика исследования и лучевая нагрузка применяется, тем лучше для пациента. Особенно это важно для пациентов младшего возраста», – рассказал ректор Педиатрического университета Дмитрий Иванов.

Клиника университета получила новый аппарат по федеральному проекту. На нем будут работать непосредственно сотрудники университета, обучаться студенты, ординаторы и врачи.

«У нас в университете три кафедры радиологии. Мы готовим специалистов по лучевой диагностике, биофизике, биомедицине, рентгенологии – по всем современным методам диагностики. Но каким бы « умным» не был аппарат, главное – голова и знания специалиста, который будет затем расшифровывать снимки», – рассказал завкафедрой современных методов диагностики и радиолучевой терапии им. профессора Самуила Рейнберга Владимир Рязанов.

Главный специалист Педиатрического университета по лучевой диагностике Владимир Рязанов пояснил, что само слово «томография» означает в переводе «изображение слоев».

«Организм состоит из тканей разной плотности. Еще со времен Авиценны художники рисовали строение тела по частям. Великий хирург Пирогов фотографировал и рисовал тела «послойно», пытаясь проникнуть в суть диагноза. Сейчас мы имеем возможность получать эти срезы на основе данных компьютерной томографии. Это метод полностью цифровой, известный еще с 1972 года, когда в медицине появилась полная «цифра». Но если в середине 1970-х сами КТ выглядели примерно так же, как сейчас, то их начинка была принципиально иной. Сейчас машины способны обрабатывать огромные массивы данных и давать уникальные четкие изображения в формате 3D. Чем больше срезов на уровне, например, сердца, тем качественнее изображение. Благодаря этому можно не только быстро и правильно поставить диагноз, но и напечатать любые анатомические структуры», – рассказал специалист.

Кто хорошо диагностирует, тот хорошо лечит. Сейчас ни одно высокотехнологичное вмешательство не делается без сопровождения КТ. Часто «умная» аппаратура используется в комплексе с ультразвуковым томографом, рентгеновским томографом, МРТ, ПЭТ (позитронно-эмиссионная томография) и рядом других.

«Их совмещают их друг с другом, чтобы получить разностороннюю информацию. Например, чем плотнее ткань, например костная, – тем лучше себя покажет КТ, чем больше воды в тканях — тем лучше МРТ. КТ дает идеальный объемный скрининг. От темечка до стопы современный КТ проскакивает за 4 секунды, а потом уже врач-исследователь изучает все тело по разным программам. Чем сложнее техника – тем больше врачам надо включать мозги. Какой бы ни был инструмент, в основе – голова и знания врача», – говорят в Педиатрическом университете.