Яндекс.Метрика
  • Мария Мельникова

Последняя битва Второй мировой: в прокат выходит фильм «Нюрнберг»

Человеческая история на фоне главного процесса ХХ века

2 марта в широкий кинопрокат выходит приключенческая детективная мелодрама «Нюрнберг», посвященная историческому судебному процессу над нацистскими преступниками после Второй мировой войны. Впрочем, режиссер Николай Лебедев подчеркивает, что суд – всего лишь фон для большой человеческой истории, в которой есть место любви и предательству. В главных ролях Сергей Безруков, Евгений Миронов и Вольфганг Черни.

Правда и любовь

В основу сценария фильма лег роман «На веки вечные» юриста, историка и писателя Александра Звягинцева. В создании фильма участия он не принимал, и Николай Лебедев многое добавил от себя. Впрочем, Александр Звягинцев картиной доволен.

«Нюрнберг» – история капитана Игоря Волгина в исполнении актера Сергея Кемпо, который прибыл в Германию не только для того, чтобы работать на процессе века, но и найти своего брата. Официально война к тому моменту уже закончилась, однако далеко не все нацисты готовы признать поражение, многие мечтают развалить Нюрнбергский процесс и помочь бывшему руководству рейха, оказавшемуся на скамье подсудимых. Одного из таких сыграл австрийский актер Вольфганг Черни, за плечами которого не только российские фильмы «Собибор» и «Последний богатырь», но и голливудская «Миссия невыполнима». Впрочем, в те годы даже своим доверять было опасно, это Игорь Волгин понимает, встретив молодую девушку Лену, которую сыграла Любовь Аксенова.

«Часть действий нашей картины проходит в зале суда, и у многих персонажей есть исторические прототипы: это и рейхсминистр авиации Генрих Геринг, и немецкий генерал Фридрих Паулюс, и главный обвинитель от Советского Союза Роман Руденко, и многие другие. Все, что касается самого процесса, – правда. Все, что говорят актеры в нашем фильме, можно найти в архивах – мы не придумали ни строчки. Однако этот важный процесс – только фон для человеческой истории, в которой есть и любовь, и предательство», – рассказал Николай Лебедев.

Для исторической достоверности художники и декораторы картины воссоздали в павильоне киностудии «Мосфильм» знаменитый зал 600, в котором проходил Нюрнбергский процесс.

«Когда я впервые туда пришел, то просто обалдел! Я несколько лет назад был в Нюрнберге и сделал там в музее фотографию газеты военного времени. На съемках фильма я сделал такой же снимок в наших декорациях, и когда показывал эти фотографии друзьям, то они не верили, что на одной из них газета 40-х годов ХХ века, а на другой – то, что сделано в наше время», – рассказал актер Алексей Бардуков, сыгравший одну из ключевых ролей фильма. У его персонажа исторического прототипа нет.

Политикам надо учиться

Одну из самых сложных и важных ролей в фильме – роль Романа Руденко – исполняет народный артист РФ Сергей Безруков.

«Сергей не похож на Романа Руденко, однако я сразу увидел его в этой роли, потому что он один из немногих артистов, который может оживить сухие строки протокола», – пояснил Николай Лебедев, напомнив, что актер произносит исключительно то, что говорил советский юрист на том процессе.

Надо сказать, Сергей Безруков стал в этом смысле исключением, потому что другие артисты внешне похожи на своих исторических прототипов, особенно датский актер Карстен Нёргор, сыгравший Германа Геринга. Отметим, что за плечами у актера несколько голливудских проектов и при желании его можно найти в ужасах «Чужой против хищника» и «Обитель зла 3». Немецкий актер Торстен Крон, которого можно увидеть в знаменитом фильме «Бункер», убедителен в роли генерал-полковника Альфреда Йодля. Немецко-хорватский актер Ален Блажевич прекрасно справился с ролью Фридриха Паулюса.

«Я насчитал, что над фильмом работали представители 12 стран! Мы снимали в Чехии, Москве, Подмосковье и даже в подземной Москве. Ни с одним из иностранных актеров я раньше не работал, кроме того, из-за пандемии мы могли общаться только через Интернет. В общем, кастинг был сложным, но мы справились и собрали прекрасную интернациональную команду. Несмотря на все политические проблемы, мы прекрасно работали и понимали друг друга, и сейчас это не изменилось. Вообще, политикам надо у нас учиться», – сказал Николай Лебедев.

Режиссер уверяет, что сложнее всего было тем, кто играл обвиняемых нацистов. «Первые пять съемочных дней они просидели на скамье подсудимых, не сказав практически ни слова. Но их реакции, эмоции составляли очень важную часть картины. Мне был важен каждый их взгляд и поворот головы, поэтому я постоянно говорил, что они – не массовка. В итоге они прекрасно отработали: у нас было много дублей, и везде они были очень интересными и убедительными», – вспоминает он.

В фильме много перестрелок, драк и динамичных сцен, поэтому осваивать новое пришлось многим актерам. В частности, Филиппу Ершову, сыгравшему советского водителя, пришлось сесть за руль машины, собранной еще в 40-х годах прошлого века.

«У меня есть права, я вожу, однако машины того времени сильно отличаются от современных. Естественно, там была ручная коробка передач, но главное – они значительно уже, поэтому поворачивать и вообще работать рулем гораздо сложнее. У меня было три урока по вождению перед съемками», – рассказал он.

Сложнее, чем кажется

Одна из главных целей фильма – рассказать о том, насколько сложно шел Нюрнбергский процесс, и если бы не грамотные советские юристы, то суд мог закончиться совсем по-другому.

«Честно говоря, для меня многие детали из нашего фильма стали новостью. Оказалось, что было не так просто доказать правоту и добиться справедливости», – рассказал народный артист РФ Евгений Миронов, сыгравший одну из главных ролей в «Нюрнберге». В этом же признавались многие другие участники проекта.

Александр Звягинцев добавил, что в своем романе также хотел главным образом показать, что пришлось сделать советским гражданам, чтобы отстоять правду.

«Нюрнбергский процесс – это последняя и очень важная битва Второй мировой войны, результаты которой во многом предопределили мир. Этот процесс очеловечил человечество и наказал виновных. Это важная история, и мы с этим должны считаться», – сказал он.

Губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов уже посмотрел «Нюрнберг» и теперь советует всем ознакомиться с этой картиной, особенно молодому поколению. «Мы долго ждали этот фильм, и абсолютно правильно, что он появился сейчас. «Нюрнберг» – это наш ответ тем, кто хочет исказить нашу историю, тем, кто пытается возродить нацизм на Украине, тем, кто разрешает нацистские шествия в европейских городах, и тем, кто поставляет оружие для убийства детей и женщин», – сказал он.

Картину могут посмотреть все желающие от 12 лет и старше.