Что делать, если вы застряли в многочасовом заторе на трассе
Массовая авария на платной автодороге М-11 серьезно испортила настроение москвичам и петербуржцам. Ситуация сложилась по-настоящему экстремальная: для ликвидации последствий пришлось привлечь МЧС. Затор, в который попали не только легковые машины, но и неповоротливые фуры, разгребали почти сутки. Как следствие – тысячи человек оказались посреди леса на трассе без еды, воды, с ограниченным запасом топлива, и так им пришлось провести в среднем по 8 часов.
Обогрев и зарядка
Новгородское управление МЧС развернуло на трассе пункты обогрева.
«За сутки ими воспользовались 52 человека, – рассказала «Петербургскому дневнику» представитель ведомства Ирина Демендеева. – Вернее сказать, у МЧС пункт был один: пневмокорпусная палатка, в которой можно было обогреться и зарядить телефон. Еще там раздавали горячий чай и работал психолог, чьей задачей было удержать от стресса детей, которые тяжело переживали этот неожиданный дискомфорт. Два обогрев-автобуса прислали также из администрации Новгородской области, а сотрудники МЧС ходили сквозь затор и разъясняли автолюбителям, где их можно найти. Затор из сорока побитых машин, в том числе семи дальномеров, растянулся примерно на километр и не двигался».
Потом спасатели подсчитали, что расчистка места ДТП заняла порядка 20 часов: первая авария случилась в 11:20, а восстановить движение полностью удалось к половине седьмого утра – на следующий день. Больше всего хлопот доставила треснувшая цистерна с горячим битумом, который в любой момент мог воспламениться.
Своим опытом, как вести себя, если застрял в дороге, а МЧС рядом нет, поделился инструктор курса «Дорога спасения» петербургского учебного центра «Медицина чрезвычайных ситуаций» Дмитрий Дубатовка. Он отметил, к слову, что программа «Безопасные дороги» активно шагает по стране, но дороги эти, с разделительным барьером посередине, хоть и страхуют от тяжелых «встречных» ДТП, однако лишают возможности выбраться из затора, просто развернувшись на 180 градусов. И машина становится не транспортным средством, а пристанищем – на сутки, а то и больше.
Пить и наоборот
«В первую очередь мы должны обеспечить горячее питье и элементарный сухой паек, – говорит Дмитрий. – Я знаю продвинутых автомобилистов, у которых в машине всегда есть запас воды, плитка и котелок, но это люди, которые практикуют автотуризм, и для них это норма. В обычном же случае возьмите с собой двухлитровый термос с кипятком или уже готовым чаем или кофе – кому что предпочтительнее. Предпочтение тоже важно – в стрессовой ситуации привычный напиток поможет сохранить или обрести спокойствие, необходимое для понимания дальнейших действий. В качестве сухпайка сгодятся и бутерброды, и орехо-фруктовые смеси – они неплохо поддерживают жизненно необходимый тонус организма, позволяя продержаться несколько суток в полной автономии. Также необходим запас обычной питьевой воды: не газировки или сока, а именно питьевой воды. Пить талый снег (собранный, естественно, подальше от дороги) можно, дав воде отстояться и используя три четверти объема. Нижний слой лучше не пить. Все-таки атмосфера у нас насыщена тяжелыми металлами, даже в стороне от дороги».
Аптечку тоже следует содержать в порядке, причем она должна предусматривать индивидуальные потребности: астматику нужен резервный ингалятор, а диабетику – запас инсулина.
Те водители, которые междугородные поездки – даже по комфортной платной трассе – воспринимают всерьез, а также те, кого уже научил горький опыт, никогда не брезгуют посещать туалеты на АЗС во время дозаправок. Даже если не очень хочется. По этой же причине в дорогу лучше не надевать комбинезон, а нарядиться в такую куртку, которая позволила бы быстро справить естественные потребности в двух шагах от людей. Спасатель советует на этот случай держать в машине небольшой тент: им можно прикрыться от посторонних, если от машины не отойти из-за метровых сугробов.
Только заглушив мотор
Бывают случаи, когда приходится в машине ночевать. И если летом зачастую главное – не допустить комаров в салон автомобиля, то зимой задача усложняется. Главное правило безопасного сна в автомобиле, о котором, к сожалению, мало кто знает: категорически запрещено спать в машине с заведенным двигателем. Причина проста, банальна и страшна: существует статистика летальных исходов, когда люди больше не просыпались, надышавшись угарным газом из выхлопной системы своего же двигателя. А иногда – из стоящего рядом автомобиля. Даже если вы перед сном выставили автомобиль по ветру, чтобы выхлопные газы сносились от машины, это не гарантирует, что за ночь ветер не поменяется и не стихнет.
Угарный газ ядовит. Попадая в салон малыми дозами, он выключает ваше сознание, после чего достигает смертельной для организма концентрации. Речь прежде всего об автомобилях с бензиновыми двигателями. Но и с дизелем в такой ситуации вы рискуете проснуться с больной головой, неспособным управлять машиной.
«Я рекомендую держать в машине обычный туристический спальник, – отмечает Дмитрий. – Его можно дополнить комплектом термобелья. Ключевое – прогреть машину до комфортной для сна температуры, после чего выключить двигатель, раздеться и залезть в теплый спальник. Набранная температура даст вам заснуть, а спальник позволит сохранить тепло внутри от вашего же тела. Также в качестве источников тепла можно использовать пластиковые бутылки с горячей водой, но не выше 50-60 градусов, положенные внутрь спальника».
Ну и в заключение о том, что нужно делать, чтоб такие ситуации не повторялись. Почему в остановившуюся на трассе машину тут же врезается десяток других?
ГУ МЧС по Новгородской области признает: трасса изобилует возвышенностями, и даже небольшого перепада высот хватает, чтобы резко ограничить видимость или лишить возможности правильно рассчитать скорость. Знак аварийной остановки снесет первым же дуновением ветра.
Спасатель порекомендовал приобрести помимо него пару электрических led-фальшфейеров на аккумуляторах и с магнитным основанием для установки на кузов автомобиля. Вкупе с включенной аварийкой и сигнальным жилетом, повешенным на боковое зеркало заднего вида, они позволят заметить вашу машину другим участникам движения даже в условиях плохой видимости.
Кстати:
Если в пробку придут незваные гости – одичавшие собаки или лисы, их не стоит подкармливать, а надо, наоборот, гнать от дороги.
Что делать, чтобы в заторе не кончился бензин? Во-первых, брать резервную полную канистру в любое междугороднее путешествие. Во-вторых, жечь его по минимуму, отогреваясь в уже упомянутых палатках МЧС.