Яндекс.Метрика
  • Анастасия Бирюкова

Юрий Журавлев: «Животные имеют те же права, что и люди»

Почему в Ленинградском зоопарке необходимо изменить идеологию и как он будет интегрирован в мировое зоосообщество? Об этом в первом интервью в новой должности «Петербургскому дневнику» рассказал директор зоопарка Юрий Журавлев
Фото: Дмитрий Фуфаев/ «Петербургский дневник»

– Юрий Дмитриевич, Ленинградский зоопарк постепенно становится государственным бюджетным предприятием. Как, на ваш взгляд, изменение статуса поможет развитию зоопарка?

– Действительно, было принято решение о переходе Ленинградского зоопарка из унитарного предприятия в бюджетную государственную организацию. Я думаю, это в первую очередь сделано для порядка, чтобы город мог еще более эффективно контролировать финансы, которые нам выделяют и которые мы зарабатываем сами.

– Есть ли понимание, какие первостепенные задачи нужно решать?

– Первостепенная задача – очистка крайне захламленной территории – как итог многих лет бесхозяйственной деятельности, а также приведение в порядок основных зданий, которые нуждаются как в косметическом, так и в капитальном ремонте.

К сожалению, часть новых вольеров построена без технического задания готового проекта, согласованного с зоологическими службами и городскими структурами, сейчас идет изучение технической документации. Расторгнуты договоры с прежними арендаторами (в том числе с владельцами аттракционов, чье имущество скоро вывезут с нашей территории), планируется восстановление деятельности кафе, которое мы получили в жутко запущенном состоянии. А ведь к нам приходят семьями, важно делать посещение более комфортным.

Я бы разделил задачи на стратегические и тактические.

– В чем они заключаются?

– Стратегическая задача связана с идеологией зоопарка. Всем нам, его сотрудникам, нужно привести наш Ленинградский зоопарк в тот вид, в котором он заслуживает быть, приспособить его к требованиям, предъявляемым к современным зоопаркам. В 2019 году было принято постановление правительства РФ, в котором прописаны эти требования. Перед этим была проведена большая работа. Мы собирали информацию о содержании животных в различных зоопарках мира, я принимал участие в этой работе в качестве заведующего отделом экспозиций Московского зоопарка.

И есть тактические решения. Так, мы прошли лицензирование и дальше будем развиваться и улучшать условия жизни наших животных. Для этого первостепенно надо сделать ревизию помещений, мест, где живут наши подопечные. Они в зоопарке должны жить хорошо – это главное правило! Давно прошли те времена, когда ты посадил животное в клетку с бетонным полом и решеткой, в лучшем случае в будочку, кинул поесть, тазик с водой поставил – и все. Это в прошлом, и слава богу! Постепенно будут меняться дизайн вольеров, декорирование, чтобы гостям было приятно наблюдать за жизнью наших подопечных.

Теперь у животных есть права, которые, по сути, имеют и люди. Важнейшие свободы: наши питомцы должны быть накормлены, напоены, избавлены от болезней, иметь соответствующие условия для проживания, получать качественное ветеринарное обслуживание и находиться в комфортном психологическом состоянии. В современной литературе о зоопарках есть такое понятие, как «благополучие животных», на которое в Ленинградском зоопарке теперь делается большой упор.

Фото: Дмитрий Фуфаев/ «Петербургский дневник»

– Что это означает?

– Прежде всего это обогащение среды. Также животному для нормальной жизни необходимы тренинги, подбор пар, подбор семейных групп. А чтобы узнать об этом, мы проводим исследования. Зоопарк прежде всего занимается сохранением природы и исследует способы, как это лучше сделать. Чтобы животные хорошо жили, у нас должны работать специалисты, которые решают эти вопросы. До недавнего времени в штате Ленинградского зоопарка не было должности зоолога. А именно эти люди профессионально изучают животных. Их задача – знать, как это животное живет в природе, его самые необходимые потребности, наблюдать за поведением, благополучием питомцев и обогащать их среду обитания. Теперь с нами работает целая команда зоологов, и уже есть первые результаты.

За прошедший период к нам присоединились пять кандидатов наук и доктор наук – человек с мировым именем, который занимается ихтиопатологией, ведь один из самых сложных в обслуживании и поддержании необходимых для животных условий отделов зоопарка – аквариум.

Любые зоопарки являются объектом повышенной опасности, Ленинградский зоопарк не исключение, поэтому требования к людям предъявляются особые. Мы очень рады, что к нам вернулись опытные, высококвалифицированные специалисты, многие из которых проработали в нашем зоопарке долгие годы. Мы рискуем каждый день, поэтому квалификация сотрудников и соблюдение техники безопасности имеют колоссальное значение. Также мы в зоопарке считаем, что специалист по уходу за животными – человек №1, потому что с него и начинается зоопарк.

– Как будет пополняться коллекция животных?

– Как и любой зоопарк, мы ведем работу по формированию коллекции. Сейчас наша задача – разработать концепцию, идеологию того, как мы будем показывать животных. Есть очень популярные направления по странам или по биомам – Южная Америка, Северная Америка, Африка и так далее. Ты приходишь в зоопарк и можешь увидеть, например, Австралию и биотопы, которые встречаются в этой стране. Есть зоопарки со смешанным типом экспозиций.

Наш зоопарк пока просто показывает коллекцию животных, здесь нет идео­логии. Я сам много занимался зоогеографией, фауной насекомых, в частности цикад пустынь Казахстана, возможно, поэтому мне нравится идея экспонирования животных различных природных зон. Что это значит? Вы отдельно можете увидеть мир тундры, пустыни, саванны, как в них происходит адаптация животного мира.

– Вы работали долгое время в Московском зоопарке, что хотели бы позаимствовать в своей новой работе у столичных коллег?

– Знаете, Московский зоопарк развивается семимильными шагами, там ведется прекрасная научная и просветительская работа, но и в Ленинградском зоопарке один из лучших просветительских отделов в стране. Он есть, был и будет. В научном отделе Ленинградского зоопарка ведутся исследования, например, учет чайковых птиц в колониях, учет околоводных птиц, наблюдения за ладожскими нерпами. А еще мы сделали отдел по природоохранным проектам. Рекреация и предоставление услуг населению в качестве отдыха – это важно. Эти функции помогают зоопарку заработать деньги, чтобы осуществлять главные функции – просвещение и исследования. Человек видит живых животных, показательное кормление, красивый информационный стенд – так он получает эмоции и закрепляет знания.

Есть такое слово в зоологии – консервейшен, или сохранение. Одним из идеологов этого понятия был Джеральд Даррелл, благодаря его книгам очень многие советские люди пришли работать в зоопарк. Так вот он говорил: природа исчезает! В 2019 году я был на Мадагаскаре – это кошмар! Ты едешь по дороге и видишь горящие леса и пепелища, причем совсем рядом с национальным парком. И животные не могут перейти из одного участка на другой – у них нет моста. Да, есть животные, хорошо приспособившиеся к антропогенным ландшафтам, допустим, короткохвостый питон в Малайзии. Хамелеоны на Мадагаскаре живут в садах. Но так не везде.

Сейчас планируем работу с исчезающими видами тритонов Петербурга и Ленобласти. Один из вариантов – выращивание до взрослого состояния и выпуск в водоемы.

Московский зоопарк много лет работал с сирийской чесночницей и кавказской крестовкой – это лягушки. Двадцать лет лягушки размножались в Московском зоопарке, а потом их выпустили в природу. Теперь популяции закрепились благодаря коллегам из Московского зоопарка. Почти исчезнувший вид вернулся в природу!

Фото: Дмитрий Фуфаев/ «Петербургский дневник»

– Как будете выстраивать работу с коллегами из других зоопарков?

– Существует такая программа ZIMS – общая база всех зоопарков. Все животные, которые рождаются, умирают, поступают в зоопарк, имеют индивидуальный номер. В этой базе мы можем найти неродственных животных, когда, например, подбираем пару.

К сожалению, в последнее время этой программой в Ленинградском зоопарке почти не пользовались. Теперь работа в программе восстановлена, в ближайшее время доступ в нее получат руководители зоологических отделов. Так мы возвращаемся в мировое сообщество.

Также мы пересматриваем рационы наших подопечных, ввели корма, которых не было или которые были выведены из них, вернули витамины, минеральные добавки.

Недавно мы вступили в Союз зоопарков и аквариумов России – нам доверяют! Я бы хотел вступить и в Азиатскую ассоциацию зоопарков, которая сейчас очень сильно развивается.

Работы много, она кропотливая, но мы надеемся с помощью руководства города и жителей сделать наш зоопарк достойным культурной столицы России.

Цифры

504 видов млекопитающих, птиц, рыб и беспозвоночных обитают на территории Ленинградского зоопарка.
158 лет назад в Александровском парке был основан зоопарк. Это один из старейших зоопарков в России.

На заметку

Юрий Журавлев долго работал в Московском зоопарке приглашенным специалистом, хотя он с семьей давно живет в Петербурге.