«Я вспоминаю»: в Фонтанном доме открылась выставка уникальных работ Анатолия Каплана
В Большом выставочном зале Фонтанного дома открылась выставка работ культового советского художника Анатолия Каплана из частной коллекции Исаака и Людмилы Кушнир. Она объединила все пространство музея, включая комнату 1945 года и «Натюрморт» Бродского.
На одном из диалектов итальянского «амаркорд» означает «я вспоминаю». И если в одноименном фильме Федерико Феллини воссоздает свое итальянское детство, проведённое в маленьком провинциальном городе, Анатолий, а при рождении – Танхум, Каплан рисует мир «черты оседлости», белорусского городка Рогачева, в котором живет бедная еврейская семья. Одними из центральных работ выставки, хотя ее авторы не ставили перед собой задачу выделить наиболее знаковые символы, стали две керамические картины – «Мать» и «Отец», которые Каплан посвятил своим родителям. С тех пор, как город, где проживало шесть тысяч евреев, включая его семью, был стерт с лица земли, художник больше никогда не возвращался в места своего детства.
«Работы Каплана разные, поэтому и выставка объединила два совершенно разных цикла. Один – литографский, где все изобразительное поле состоит как будто из песка. Это очень узнаваемый мир, но как будто растворенный во времени. А на соседней стене – уже другая техника, к которой он придет в конце жизни, как будто очищенная от всего воздуха. Очень четкие образы из нашего общего прошлого. Керамические работы отбирали очень долго и мучительно. Нам было важно показать его бесцветную керамику, к которой нужно приглядываться, она такая тонкая и точная по своим пластическим решениям», – рассказала в беседе с «Петербургским дневником» куратор проекта Светлана Грушевская.
Экспозиция напоминает очертания полуразрушенного древнего библейского храма. Никакого точного маршрута и плана – блуждая между колонн и буквально «погребенных» под песком работ, каждый открывает своего Каплана. Здесь едва различимы графические листы: «Поцелуй», «Два лица», «Мужской портрет», керамические «символы» детства художника – семисвечник, скрипач на крыше. Особым украшением этого унесенного ветром мира стали поэтические строки Федерико Гарсиа Лорки, Юрия Левитанского и Давида Самойлова.
«В 2023 году мы отмечаем 120 лет со дня рождения художника, но идея выставки возникла вовсе не из-за круглой даты. Все-таки мы делаем акцент на том, что это величайший художник XX века, известный и очень популярный при жизни. Выставки в Нью-Йорке, Лондоне, Каплана можно встретить в крупнейших музейных коллекциях и частных коллекциях всего мира. Семья Исаака Кушнира – наши очень близкие друзья, теплая история наших взаимоотношений и личных, и профессиональных позволила нам создать эту выставку. У Исаака Яковлевича самое большое собрание работ Каплана. Во время одной из первых бесед, посвященных предстоящей выставке, мы говорили о фильме «Амаркорд». Для Исаака Яковлевича Анатолий Каплан и есть «амаркорд», что на диалекте итальянского означает «я вспоминаю» или «помню», – добавляет куратор проекта.
К слову, в собрании самого музея хранится литографический цикл художника «Ленинград» – одно из самых пронзительных признаний в любви пережившему блокаду Ленинграду. Увидеть проекции картин можно, например, в комнате 1945 года.
«Это комната, в которую Анна Ахматова вернулась из эвакуации в 1944 году. И в этом же 1944 году в Ленинград возвращается Каплан и начинает писать великолепный цикл, посвященный восстановлению Ленинграда. Здесь мы увидим проекции тех городских символов, образ того Ленинграда, который увидели Ахматова и Каплан. Это тот город, который Анна Ахматова описала в своей «Поэме без героя», посвященной всем ленинградцам, пережившим блокаду», – отмечает Светлана Грушевская.
«Я люблю эти работы, потому что это мой мир. Это мое детство, моя юность, все лучшие годы. И если возвращаться к названию выставки: все так или иначе будут вспоминать Анатолия Каплана. Нужно лишь остановиться и оглянуться… Ребята сделали выставку по своим личным чувствам и ощущениям, потому что детство, жизнь, любовь, родители, смерть – это темы вечные, созидающие. Каждый найдет здесь что-то свое», – уверен искусствовед, коллекционер Исаак Кушнир.