Яндекс.Метрика
  • Владислав Вовк

Как Ржевский полигон стал основным помощником защитников блокадного Ленинграда

И сыграл роль при освобождении города

Ржевский полигон, созданный для испытаний нового орудия, стал основным помощником защитников блокадного Ленинграда. А потом сыграл свою роль и при освобождении города.

Когда эта испытательная площадка, расположенная на Охте, подавала свой голос, противник на всех подступах вокруг Ленинграда в прямом смысле вздрагивал. Здешние мощные экспериментальные орудия помогали создавать непреодолимую для немцев огневую завесу.

Кроме того, полигон для защитников Ленинграда был еще и одним из основных источников снабжения артиллерийскими боеприпасами.

Шелест над городом

В довоенный период никому из военных специалистов и в голову не могло прийти ставить подобные задачи перед площадкой, предназначенной с самого момента своего создания (в 1870-х годах) исключительно для одной утилитарной цели: испытаний новых артиллерийских систем и боепитания к ним.

При этом сам полигон был, так сказать, един в двух лицах. Ведь официально всю эту обширную территорию – около 740 квадратных километров в то время делили между собой Главное артиллерийское управление и Комиссия морских артиллерийских опытов (лишь в 1961 году вся территория была передана в подчинение Главному ракетно-артиллерийскому управлению).

«На первой площадке, то есть Главном артиллерийском полигоне, испытывались артсистемы для армии, а на второй – Морском артиллерийском полигоне, орудия для флота, – поясняет кандидат исторических наук историк Ржевского полигона Валерий Лукин. – Именно флотская площадка представляет особый интерес. В начале 1940-х годов на ней находилось свыше 20 морских орудий калибром от 100 до 406 миллиметров».

После начала войны эти артустановки не было возможности эвакуировать (из-за их больших габаритов и веса), и поэтому они, оставаясь на месте, были включены в боевой состав Балтийского флота. Из них сформировали шесть батарей, которые приняли активное участие в защите города. И наиболее громко заявила о себе та, в которую входили самые мощные на тот момент в СССР артсистемы. Их возможности были впечатляющими.

Именно эта батарея первой из всех расположенных на полигоне открыла огонь по врагу. Это произошло 29 августа 1941 года.

Весомая поддержка

«Орудия били с Охты через весь город и помогли остановить наступление немцев в сентябре на подступах к Ленинграду, – отмечает Валерий Лукин. – При этом в «Ленинградской правде» появилось обращение к жителям военного коменданта города полковника Денисова о том, что если они услышат над Ленинградом непривычные специфические звуки, то пусть не беспокоятся – морской полигон всего лишь проводит испытания. Но это были боевые стрельбы».

В ночь с 19 на 20 сентября 1941 года артсистема поддерживала огнем высадку десанта в районе Невской Дубровки. Десант захватил плацдарм, всем известный теперь как Невский пятачок. В этой операции участвовал батальон, сформированный из моряков испытательного полигона, которые так и остались на том пятачке...

Это же орудие помогало сдерживать врага под Шлиссельбургом и проводить Усть-Ижорскую операцию.

«Но главное, что батарея поддерживала в 1943 году наши войска при прорыве блокады, – подчеркивает Валерий Лукин. – Последние же выстрелы батарея сделала 9 и 10 июня 1944 года во время Выборгской наступательной операции».

В годы блокады отличилась и «сухопутная» испытательная площадка.

Например, именно здесь была спроектирована и испытана тяжелая турбореактивная мина М-28. Ее сокрушительное действие немцы смогли сполна оценить уже летом 1942 года во время наступательной операции наших войск под Старо-Паново. Причем эта мина использовалась в основном только на Ленинградском фронте.

Выстрелы и снаряды

При этом Ржевский полигон спас защитников города еще и от снарядного голода. Ведь после начала блокады снабжение Ленинградского фронта артиллерийскими боеприпасами легло по большей части на плечи окруженного города. Для этого, как известно, в срочном порядке пришлось перепрофилировать многие предприятия, которые в короткий срок научились выпускать снарядные корпуса, гильзы, взрыватели и даже взрывчатку.

Но все это ведь еще нужно было собрать в единое целое, то есть, как говорят артиллеристы, снарядить боеприпасы. В том числе и порохом, который требовался для выбрасывания снарядов из каналов стволов орудий при стрельбах. А его в Ленинграде было очень мало. Спасло то, что запасы пороха обнаружили на складах Кронштадтской военно-морской базы.

«Но возникла проблема – такой порох в сухопутной артиллерии никогда не использовался. И здесь главное – все это нужно было еще проверить и испытать, – рассказывает Валерий Лукин. – Особенно это касалось подбора количества пороха для боеприпасов». Именно их начинкой и проверкой и были вынуждены заняться специальные пороховые лаборатории обоих полигонов (на каждом трудились по полторы тысячи человек). А если учесть, что по этому же профилю работал еще и расположенный неподалеку завод «Краснознаменец», то можно утверждать, что на Ржевке в период блокады развернули самое крупное снаряжательное производство в городе. О чем, кстати, хорошо знали немцы, которые не оставляли попыток положить этому конец. Но не получилось.

Кипела там работа и весной 1945 года – изготавливали артиллерийские выстрелы для салюта Победы. И это было последнее фронтовое задание.

ФАКТЫ:
5 миллионов единиц артиллерийского боепитания снарядили с Ржевского полигона в 1941-1943 годах.
13 танков, зарытых в землю врагом, уничтожили с полигона в ходе поддержки операции по прорыву блокады.